Давайте представим на минуту, что тьма, пришедшая из Мордора, накрыла Россию или то, что от нее останется, на сто лет. Страна окуклилась и провоняла, наглухо закрыты все границы, интернет - только внутренний, военизированная экономика, политинформация на работе, на улицах плакаты "Вернем Крым" с маленькой девочкой, протягивающей тоненькие ручки к бойцу-освободителю, юноармейцы забили цепями криптосодомита, принудительный займ "Все для фронта, все для победы", передовики производства освоили новый дрон "Журавельник", жизнь по талонам, новый указ вдовствующей императрицы Алины I о передаче трона цесаревичу Дмитрию, соевое мясо с морковными котлетами, ежедневные молебны, быстро переходящие в двухминутки ненависти и единственная радость в жизни - стакан казенной водки вечером. Или "Сомы грамм и нету драм".
Вся страна придавлена огромной чекистской жопой. Не вздохнуть. Всюду камеры. Все под контролем. Каждый третий - стукач. При малейшем подозрении на ересь, ребенка отбирают и отдают в янычарский корпус, а родителей отправляют на урановые рудники или на разминирование большой засечной черты. Оттуда не возвращаются. Представили?
А теперь представьте какую-нибудь робкую библиотекаршу из Рязани. Мать-одиночку. Которая всего боится. Но которой все это совершенно не нравится. Что ей делать? Как ей сопротивляться системе?
Я скажу вам, что она может делать. Она может в одиночку начать свой столетний проект по изменению мира. Например, сажать дубы. Я сейчас говорю совершенно серьезно.
Собирать желуди в лесу, делать из из патриотической газеты маленькие горшки, набивать их землей и проращивать дома саженцы дуба. А потом высаживать их. ?то будут ее снаряды. Дубы на пустыре, дубы на свалке, дубовая аллея вдоль дороги. Дубовая роща. Вместо чахлых берез и скрипучих осин - дубы. Она не делает ничего плохого. Родине нужен лес. Сначала над ней будут смеяться. Потом один из библиотечных читателей к ней присоединится. Потом еще один один. И еще. Потом в соседнем городе тоже появится клуб любителей леса. Их станет уже много. Так начинает формироваться гражданское общество. Так устанавливаются горизонтальные связи. Потом из этого дубового клуба вырастет бойцовский клуб.
Поясню на примере Израиля. Несколько тысяч лет здесь отмечают праздник Суккот. Он продолжается семь дней, в течение которых люди строят шалаши, пируют в них, а иногда и ночуют. Со стороны это выглядит очень необычно - почти в каждом дворе и почти на каждой крыше возводится легкая постройка, символизирующая шалаш. Если бы религия была бы мне хоть немного интересна, я сказал бы на собрании общины: Евреи, я очень вас люблю, но вы, евреи - дураки. Давайте немного изменим наш древний праздник. Давайте за неделю каждый еврей посадит хотя бы одно дерево. А лучше - несколько. Тогда за жизнь каждый верующий посадит несколько десятков деревьев. И совсем скоро в нашей стране не останется пустыни. Это будет лучшим праздником. Я знаю, что вы думаете про обычаи. Но языки, которые не меняются, принято называть мертвыми. Это же относится и к праздникам. Я знаю, что сначала бы надо мной смеялись, но потом ко мне начали бы присоединяться люди. Сначала один человек, потом еще. И еще.
Если бы я жил в православной России и верил бы в Бога, я начал бы Реформацию. Я сказал бы в храме: Русские, я очень вас люблю, но вы, русские - дураки. Давайте изменим наш институт молитвы. Свечи - это очень красиво, но очень бестолково. Как первомайский парад. Как крестный ход. Как Венецианский карнавал. Как Томатина. Как Фальяс. Давайте вместо сожжения свечи будем сажать дерево. И читать свою молитву перед саженцем. И совсем скоро в нашей стране не останется пустырей. Давайте не будем ставить крест над могилами умерших. Давайте не будем обносить их оградой. Давайте сажать на могиле дерево. И тогда вместо кладбища у нас будет лес. Или сад. Я знаю, что сначала бы надо мной смеялись, но потом ко мне начали бы присоединяться люди. Сначала один человек, потом еще. И еще.
Один человек может очень много.
Индийский крестьянин Дашратх Манджхи принадлежал к низшей касте и жил в бедной деревушке, где не было даже больницы. Прямой путь к цивилизации - соседнему городку - преграждала скалистая гора. Была только дорога в обход, длинная и неудобная. Как-то жена Дашратха, карабкаясь по горе, упала и получила серьезную травму. Помощь вовремя оказать не смогли, и вскоре она умерла.
Крестьянин взял лопату, молоток и зубило и пошел прорывать дорогу в горе. Каждый день он уходить долбить, копать, убирать камни - он работал по вечерам, после работы в поле. Соседи называли его безумцем. У него ушло двадцать два года, чтобы практически срыть гору и проделать в ней дорогу. Теперь путь в городок стал занимать всего час пешком. Вся Индия узнала о нем, как о «человеке, убравшем гору».
p.s.
Есть старая мексиканская пословица "Они хотели нас похоронить, но они не знали, что мы - зерна". Если вам не нравятся дубы, вы можете выбрать любой собственный проект. Лишь бы он менял мир в лучшую сторону и привлекал единомышленников. Это станет вашим Сопротивлением. Играйте в долгую. Даже, если над вами смеются. Это они по глупости, из страха или из лени. Но они умрут, а вы останетесь.