Одно из самых оболганных в России движений - анархизм. Анархиста представляют пьяным гопником с папироской, прилипшей к нижней губе. Знающими только одну фразу: «Анархия - мать порядка». Или, говоря словами Набокова из эссе «Торжество добродетели»: «Матрос говорит "амба", добродетельно матюгается и читает "разные книжки". Он женолюбив, как всякий хороший, здоровый парень, но иногда из-за этого попадает в сети буржуазной или партизанской сирены и на время сбивается с линии классового добра. Матрос - светлая личность, хотя и туповат»
В действительности все было совсем не так.
Идеологом анархизма в России был Петр Кропоткин. Один из умнейших людей России. Элита элит. Cream of the cream. Князь из рода Рюриковичей, окончивший Пажеский корпус с отличием, произведенный в камер-пажи Александра II. Шутили, что у Кропоткина больше прав на российский престол, чем у Романовых.
Его ждала блестящая карьера в столице, но он добровольно избрал военную службу в казачьих частях в Сибири (уникальный случай для аристократа). Кропоткин организовал и принял участие в нескольких научных экспедициях по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. За исследования Сибири он получил малую золотую медаль Русского географического общества. Под именем «купца Петра Алексеева» он пересёк Маньчжурию с запада на восток. Участвовал в комиссиях по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки.
После восстания польских каторжан в Сибири Кропоткин расстался с военной службой. Он не принимал участия в подавлении восстания. Кропоткин ушел в отставку и поступил в Санкт-Петербургский университет. Одновременно работал в Географическом обществе и изучал формирование рельефа и климат Сибири. Впоследствии напишет фундаментальный труд «Исследования о ледниковом периоде». Он составил проект полярной экспедиции - первый российский план комплексного изучения Арктики. В нем Кропоткин предсказал существование не открытой еще земли между Шпицбергеном и Новой Землей. Русская полярная экспедиция не состоялась - правительство не выделило на нее денег. А через два года австрийцы нашли эту землю, назвав ее Землей Франца-Иосифа.
В 1872 году Кропоткин получает разрешение на поездку за границу. В Швейцарии он знакомится с революционерами и вступает в Первый Интернационал. После возвращения в Россию Кропоткин вступает в кружок «чайковцев» и «идет в народ». Занимается просвещением, и пробуждением гражданской активности в рабочей среде. Не призывая к террору и насильственному свержению власти.
Сразу после его сенсационного доклада в Географическом обществе о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи Кропоткина арестовывают и сажают в Петропавловскую крепость. Значимость сделанного учёным в науке была столь велика, что ему, по личному распоряжению Александра II, были предоставлены перо, бумага и возможность работать в каземате Трубецкого бастиона, где им была написана работа «Исследования о ледниковом периоде», обосновывающая ледниковую теорию - одну из важнейших в науках о Земле.
В тюрьме у Кропоткина начинается цинга и его переводят в арестантское отделение Николаевского военного госпиталя. Друзья на воле организовывают ему побег. Это был единственный в истории успешный побег из Петропавловской крепости или Дома предварительного заключения. Кропоткин писал об этом побеге: «На улице я прыгну в пролетку, и мы помчимся во весь опор. Если часовой вздумает стрелять, то тут ничего не поделаешь. Это - вне нашего предвиденья. Ввиду неизбежной смерти в тюрьме - стоит рискнуть».
Затем был 41 год эмиграции. В Швейцарии он издавал газету «Бунтовщик». В 1882 года Кропоткин вместе с лионскими анархистами был арестован французской полицией и приговорён к пятилетнему тюремному заключению по обвинению «за принадлежность к Интернационалу». Во время тюремного заключения состояние его здоровья ухудшилось: мучили боли в боку, цинга и малярия. В 1886 году благодаря протестам депутатов и общественных деятелей Кропоткин получил свободу. Он переехал в Англию, где 20 лет работал обозревателем в журнале Nature. И в Англии он занимался общественно-политической деятельностью и издавал газету «Свобода».
После Февральской революции Кропоткин вернулся в Россию. Он был человеком-легендой. Керенский предлагал ему любой пост министра во Временном правительстве. Кропоткин отказался. Он также отказался от ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей.
После Октябрьской революции Кропоткин встречался с Лениным и настаивал на передаче власти народу. Решительно выступал против практики заложничества, диктатуры и красного террора - он доказывал, что революционер должен быть готов погибнуть от пули убийцы, но отвечать террором на террор - преступление. Он утверждал, что народу не нужны комиссары из Кремля - люди на месте знают ситуацию гораздо лучше и сами могут организовать свою жизнь. Когда Ленин предложил издать его собрание сочинений, Кропоткин сказал: «Только не в государственном издательстве» (в это время большевики громили частные издательства).
В 1921 году Кропоткин тяжело заболел воспалением лёгких. Большевики предлагали ему усиленное питание, спецпаёк. Но Пётр Алексеевич не признавал никаких привилегий и от пайка отказался.
На похороны Кропоткина приехали и анархисты, выпущенные из советских тюрем «под честное слово». Они знали, что многих из них большевики расстреляют, но все потом добровольно вернулись в тюрьму.
Основной же идеей анархизма было вовсе не безвластие, как многие думают, а прорастание государства снизу. Это те самые горизонтальные связи, которых так не хватает сегодня стране. Кропоткин писал, что «люди лучше учреждений».
Из Кропоткина: «Государство создает целые армии чиновников, этих паукообразных обитателей затхлых канцелярий, которые весь мир знают лишь сквозь свои запыленные стекла да по грудам бессмысленных бумаг, написанных бессмысленным языком. Таким образом создается целая порода людей, знающих одного лишь бога - жалованье и нaградные».
«Образование? - говорит государство.- Прекрасно, милостивые государыни и милостивые государи, мы очень рады дать его вашим детям! Чтобы облегчить вам заботы, мы даже запретим вам вмешиваться в образование. Мы составим программы,- и, пожалуйста, чтобы не было никакой критики!»
Для него главным двигателем прогресса была взаимная помощь и солидарность. Он доказывал, что кооперация работает гораздо лучше, чем конкуренция. Кропоткин исследовал взаимопомощь среди племён бушменов, готтентотов, эскимосов; в период Средневековья - цехи, гильдии, вольные города; в новое время - страховые общества, кооперативы, объединения людей по интересам. В таких человеческих организациях отсутствуют начальники, отсутствует какая-либо принудительная власть, всё основано на необходимости, понимании, увлечённости людей своим делом.
p.s.
Кропоткинские идеи вдохновили Нестора Махно. А это был человек, круче Чапаева и Буденного вместе взятых. Но о Махно и его Гуляйполе будет отдельный рассказ