В.Спиваковский: «Вот несколько формул, которые можно нащупать в японской системе образования.
1.Цепная реакция. Дети проверяют/помогают друг другу по цепочке.
Учитель тут выполняет роль катализатора. Это значит, что учитель проверяет выполненное задание только у любого первого ученика. Который принимает эстафету и проверяет задание у второго ученика (и комментирует его). Тот переходит к третьему, и так далее.
2. Обучи другого тому, чему научился сам. Таким образом у детей исчезает равнодушие к знаниям, и если они часто не понимают - зачем им знать "это, вот это и еще это", то в таких ситуациях для зоны ближайшего развития им ясно, что по крайне мере им «это» нужно знать, чтобы объяснить «это» своему товарищу».
![](http://ic.pics.livejournal.com/mi3ch/983718/6081943/6081943_original.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mi3ch/983718/6081545/6081545_original.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mi3ch/983718/6081252/6081252_original.png)
![](http://ic.pics.livejournal.com/mi3ch/983718/6081491/6081491_original.png)