Из статьи Дениса Шлянцева «Если нужна помощь - помогайте, о прибыли не беспокойтесь».
11 марта 2011 года землетрясение магнитудой 9,0 («Великое землетрясение Восточной Японии» - по оценкам ученых, происходит примерно раз в 600 лет) вызвало крупнейшее цунами, которое накрыло территорию общей площадью 561 кв. км. Всего пострадали 62 города и деревни, включая регион Тохоку острова Хонсю - самого крупного и населенного острова страны. Около 16 тысяч человек погибло. Многие японские компании, действовавшие в тот момент в Тохоку, понесли серьезные потери, но продолжают функционировать и по сей день.
Многие японские компании не пользуются популярностью у приверженцев философии Уолл-стрит, так как они не нацелены на максимизацию стоимости акций на бирже и достижение сверхприбыли. Вместо этого они стремятся к долгосрочным изменениям в обществе. Они считают себя морально обязанными стремиться к всеобщему благу.
Компании, не зацикливающиеся на своей прибыли, живут дольше - такова тенденция (по крайней мере, в Японии). На фоне бизнесов из других стран японский выделяется своей живучестью. В стране действуют около 40% компаний, которым насчитывается уже более 300 лет. Все эти компании, принимали решения во имя блага общества.
Lawson - доставка еды
Глава сети минимаркетов Lawson Такеси Ниинами отдал распоряжение доставить продовольствие жертвам 3/11 в течение 7 дней - расходы неважны. В течение двух недель - перед тем, как поступила официальная помощь от государства, - Lawson доставили 200 тысяч готовых обедов пострадавшим от катаклизма.
Компания также позаботилась о своих сотрудниках, включая менеджеров магазинов и простых работников, пострадавших от цунами: обеспечили их жильем и едой, а также убедили держателей франшизы, чьи магазины были разрушены, что им не нужно беспокоиться о выплатах.
Вместо того, чтобы сфокусировать все усилия компании по оказанию помощи на Токио (где расположено большинство магазинов Lawson), Ниинами сосредоточился на Тохоку - прекрасно осознавая, что это решение обойдется ему недешево. Находящийся в префектуре Фукусима город Сома пострадал не только от цунами, но и от взрыва на АЭС. Опасаясь радиоактивного заражения, водители отказывались везти туда продовольствие. Чтобы вернуть городу чувство нормальности и возродить в людях надежду, Ниинами вместе с франчайзи Этсуко Като (цунами стерло с лица земли ее дом и два из четырех магазинов Lawson) заново открыли в Соме минимаркет - спустя 11 дней после землетрясения. Вскоре после того, как люди начали ходить в этот магазин, постепенно открылись и другие - жизнь возвращалась к норме.
Yamato и восстановление разрушенных районов
Вскоре после землетрясения Макото Кигава, глава Yamato (сервиса доставки разнообразных товаров), отправил всем своим 10 тысячам сотрудников в Тохоку такое сообщение: «Если нужна помощь - помогайте. О прибыли не беспокойтесь». Кигава верил в социальную миссию своей компании - восстановить сервис как можно скорее. Ему удалось возобновить поставки спустя 10 дней после катаклизма.
23 марта Yamato мобилизовала около 500 работников и 200 грузовиков для доставки гуманитарной помощи в эвакуационные центры в Тохоку. Предполагалось, что помощь будет оказываться в течение 2 недель, но она растянулась на 8 месяцев - пока всем эвакуированным не было предоставлено временное жилье, а властям больше не была нужна помощь компании.
После посещения Тохоку в апреле Кигава объявил о корпоративной программе пожертвований, согласно которой 10 йен от каждой поставки пойдут на восстановление региона, пострадавшего от землетрясения и цунами. В июне он добился одобрения годовой программы акционерами. В ходе кампании удалось собрать более 14 млрд йен (около 40% чистой прибыли Yamato), и деньги ушли на различные важные инициативы, включая восстановление местного производства и строительство рыбного рынка.
«Он принял решение, что правильным будет сперва позаботиться о пострадавших и только потом - об акционерах»
Fast Retailing: не выключайте свет!
Один из крупнейших японских ритейлеров, Fast Retailing (среди брендов холдинга - небезызвестный ЮНИКЛО), довольно сильно пострадал от 3/11. Катаклизмы разрушили несколько магазинов сети ЮНИКЛО, но генеральный директор Тадаси Янаи решил предпринять все возможное, чтобы по мере сил восстановить чувство нормальности.
С целью экономии многие магазины тогда на ночь отключали освещение, но Янаи рекомендовал своим сотрудникам всегда держать вывеску магазина освещенной. Он полагал, что этот шаг будет важным для сообщества в психологическом плане. Многие потребители были благодарны, увидев горящую вывеску ЮНИКЛО среди других неосвещенных магазинов. «Некоторые покупатели заходили и в слезах благодарили нас за то, что мы открыты», - вспоминает один из менеджеров.
Кроме того, Янаи лично пожертвовал крупную сумму на помощь пострадавшим («чтобы стать примером для подражания другим обеспеченным людям»), магазины ЮНИКЛО предоставляли жертвам катастрофы новую одежду, при этом людям было из чего выбирать. Янаи верил, что помощь японцам - не просто обязанность его компании, она необходима для выживания его бизнеса.
«Компания не просто должна жить в гармонии с обществом. Чтобы быть им принятой, она должна вносить свой вклад, - говорит Янаи. - Сначала мы все - члены общества, а уже потом - компании. Постоянно думать о благе только своего бизнеса, несомненно, приведет к провалу».
Леди из Yakult
«Леди из Yakult» - команда, поставляющая на дом пробиотики производства компании. Вскоре после того, как землетрясение и цунами разрушили Фукусиму, глава Yakult Хироми Ватанабе услышал, что его сотрудники опасаются, что регион никогда не сможет восстановиться, а людям без воды, еды и электричества придется перебраться в другие места. Компания растеряет своих потребителей, а сотрудники лишатся работы.
Yakult и впрямь пришлось несладко: по данным ее финдиректора, Yakult лишилась 30% рынка и подумывала об увольнениях. Но вместо сокращения штата Ватанабе уверил сотрудников, что компания сделает все возможное, чтобы сохранить рабочие места, обеспечит помощь пострадавшим и внесет свой вклад в восстановление японского общества. Даже если для этого придется использовать все ее резервы.
Ватанабе раздал каждой «леди из Yakult» по $300 наличными (так как банки были закрыты), приспособил центр доставок компании под временное убежище для пострадавших и их семей. Когда запас пробиотических напитков иссяк (вследствие закрытия заводов Yakult), команда решила поставлять воду и лапшу быстрого приготовления своим клиентам - бесплатно. Когда об этом узнал Ватанабе, он попросил «леди» доставлять еще больше товаров в приюты для жертв 3/11.
Ватанабе вполне мог поступить иначе. Коллеги предлагали ему приостановить операционную деятельность компании, пока не возобновится производство, и посоветовать сотрудникам рассчитывать на компенсацию от государства. Однако глава компании отказался: «Я решил, что мы сможем за три года восстановить нынешние потери. Но мы даже за несколько лет не смогли бы вернуть доверие наших клиентов, если бы в момент кризиса отвернулись от них и их нужд», - считает Ватанабе.
Когда компания очутилась на грани банкротства, он взял заем и продолжил платить «леди из Yakult» около 80% их обычного заработка. Доставка продукции Yakult возобновилась, и у компании ушло всего 5 месяцев, чтобы выйти на прошлогодний уровень продаж.
Студенты из Гарвардской школы бизнеса как-то наблюдали за работой “леди”. Они сперва не поверили своим глазам, когда увидели, что их клиенты вручают им маленькие подарки и говорят, что никогда не забудут 11 марта и то, что “леди” сделали для них в то время.
Очень многие компании думают в краткосрочной перспективе - их стратегический план охватывает ближайшие 5 лет. Но японские компании часто думают на 100-200 лет вперед, предвидя будущее, которое они хотят создать.