Гюстав Доре оставил нам потрясающие рисунки викторианского Лондона. Все началось с того, что английский писатель Бланшар Джер-рольд предложил ему проиллюстрировать свою книгу о Лондоне.
Книга Джеррольда открывалась следующей декларацией:
«Мы странники, а не историки, антиквары или топографы. Наша задача - представить Лондон перед читателем настолько полно, насколько мы способны охватить огромного гиганта и рассечь его титанические члены, железные брусья его мускулов! Мы покажем его в работе и отдыхе, спящим и бодрствующим. Мы обязаны изобразить тысячи честных людей, живущих в бедности, и сотни тех, кто тонет в нищете, бродяжничестве или преступлении. Мы хотим показать, как тяжелая, однообразная работа дает кучке людей миллионы, а большинству - холодные койки. Если это странничество по Лондону не поможет богатому и состоятельному оценить величие бедняков, мы будем считать, что трудились напрасно»
Доре увлекла эта идея. В течение многих дней и ночей, сообщает Джеррольд, они изучали жизнь Лондона. Художник воспринимал себя новым Данте, отправляющимся в адское странствование.
Цикл "Лондон", включающий сто восемьдесят гравюр, был опубликован в 1872 году издательством Грант. На титульном листе альбома изображена фигура лежащего льва (образ Великобритании), взирающего на полуобнаженного человека с веслом в руке и лицом, напоминающим самого художника, как бы готовящегося отправиться в путешествие по реке туда, где вдали, в туманной дымке, виднеется силуэт собора св. Павла
Джеррольд рассказывает, как они провели две ночи в Уайтчеппеле, беднейшей части и самом страшном месте Лондона, облазили доки, посещали ночные притоны, путешествовали на баржах по Темзе, провели два дня в театре Друри-Лэйн, «видели восход солнца на Ковент-Гардене», посетили Ньюгейтскую тюрьму, наблюдали за лодочными гонками и присутствовали на скачках в Эпсоме - главных праздничных событиях Лондона XIX века, обедали со студентами Оксфорда и Кембриджа, проникали в притоны воров, короче, замечает Джеррольд, «я провел Доре через тени и свет великого мира, именуемого "Лондон».
«Однажды ночью на лондонском мосту он был потрясен видом покинутых созданий, которые спали на каменных скамьях, прижавшись друг к другу. Он воспроизводил эту сцену вновь и вновь карандашом и кистью, делая мгновенные наброски в блокноте. Собранный им материал составил бы полдюжины томов. "Мы делаем великую работу", - повторял он».
В лондонские доки приходило около двух тысяч кораблей в год.
В рисунке «Погрузка товаров», изображена только часть стены громадного здания, вдоль которой откуда-то сверху спускаются громадные тюки и бочки. Не видно ни "верха", ни "низа" здания, и у зрителя возникает ощущение бесконечности, бездонности всего этого чудовищного сооружения и непрерывности потока громадных тюков с товарами.
Чтение Святого Писания в ночлежке
Утренний рабочий поезд в подземке, открытой в 1863 году
Улица бедняков ночью.
Достоевский, побывавший в столице Англии в 1862 году, писал о Лондоне: «Этот день и ночь суетящийся и необъятный, как море, город, визг и вой машин, эти чугунки, проложенные поверх домов (а вскоре и под домами), эта смелость предприимчивости, этот кажущийся беспорядок, который в сущности есть буржуазный порядок в высочайшей степени, эта отравленная Темза, этот воздух, пропитанный каменным углем; эти великолепные скверы и парки, эти страшные углы города, как Вайтчапель, с его полуголым, диким и голодным населением. Сити с своими миллионами и всемирной торговлей»
Продавцы старья
Еврейский квартал
Шарманщик
Нужно добавить, что книга была холодно встречена критиками
viavia