Пять коммун в разных частях света
Free State Project В 2001 году 24-летний выпускник Йеля Джейсон Соренс предложил всем, кто недоволен правительством, провести эксперимент. Свободолюбивые люди, которые раскиданы по миру, могли бы перебраться на постоянное место жительства в маленький американский штат и прийти там к власти. К 2003 году проект «Свободный штат» (Free State Project, FSP) поддержали 5000 человек. Всеобщим голосованием они выбрали слабозаселенное место - Нью-Гемпшир. Высадка либертарианского десанта должна была произойти после того, как к FSP присоединятся 20 000 адептов независимости от государства. Сейчас под проектом подписались около 16 000 человек, но первые переселенцы уже начали стекаться в Нью-Гэмпшир - сейчас там живут более 2000 участников.
Этого недостаточно, чтобы прийти к власти в штате, и пока все либертарианские идеи апробируются внутри группы. Члены FSP полностью перешли на расчёты в биткоинах, активно используют 3D-печать: из пары тысяч активистов, уже ставших резидентами «свободного штата», не менее семи обзавелись персональными 3D-принтерами. В меру сил они противостоят законам, которые считают идиотскими, борются за декриминализацию марихуаны, либерализацию правил владения огнестрельным и холодным оружием и запрет системы считывания автомобильных номеров.
Иногда активисты вступают в открытое противостояние с властями, например, выводят из строя парковочные счётчики, чтобы помешать властям собирать оброк с автовладельцев. Либертарианцы открыто носят оружие - мачете, большие винтовки, пистолеты, напечатанные на 3D-принтере. Недавно администрация городка Конкорд, расположенного в регионе, запросила у Министерства национальной безопасности США грант в 250 000 долларов на покупку бронированной военной машины - для защиты от «местной террористической угрозы». Автомобиль, прозванный Bearcat, должен был уже поступить на вооружение местного отделения полиции.
Идеолог коммуны Джейсон Соренс переехал в Нью-Гэмпшир всего год назад. Он по-прежнему верит, что скоро в штате будут жить около 20 000 либертарианцев и они станут реальной политической силой - первым официальным либертарианским правительством.
Маринелада После падения диктатуры Франко жители маленького и очень бедного городка в Андалусии подошли к вопросу управления городом довольно радикально. В Маринеладе сформировалась рабочая партия, еженедельно проходили массовые встречи, в которых участвовали чуть ли не все жители города. Они требовали социальной справедливости, ругали правительство за то, что оно не может обеспечить им нормальные условия жизни. Потом рабочие перешли от слов к делу. Они стали захватывать прилегающие земли - пустующие или принадлежащие богатым людям и членам королевской семьи - под знакомыми для каждого советского человека лозунгами «Земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает». Полиция выселяла и арестовывала их, а они начинали всё сначала, устраивали голодовки, перекрывали дороги.
Невероятно, но после 12 лет непрекращающейся борьбы региональные власти Андалусии сдались и выделили 1250 гектаров сельскохозяйственных земель общине города, которая оформилась в кооператив.
Сельское хозяйство приносит общине основной доход. Каждый работник получает 47 евро за 6 часов работы в поле. Выручка от реализации продукции поступает в общий бюджет коммуны, который затем распределяется на социальные нужды, обустройство деревни и социальную помощь: строятся парки, спортивные центры, ремонтируются школы.
Управляет городом бессменный мэр Хуан Мануэль Санчес Гордильо. С 1975 года он раз за разом с большим отрывом побеждает на выборах. За это время он сам побывал в тюрьме семь раз и пережил два покушения на жизнь.
Отношения Маринелада с региональными и федеральными властями довольно сложные - например, город подчиняется выборным законам страны, вступает в торговые отношения и признаёт частную собственность за пределами деревни, но не пускает на свою территорию полицию.
Иногда мэр Санчес Гордильо совершает экстравагантные поступки в рамках продвижения своей идеологии за пределами Маринелады. Например, в августе 2012-го он с несколькими сторонниками вошёл в супермаркет, наполнил несколько тележек продуктами и ушёл из магазина не заплатив. Полученную таким образом еду отдали в специальные организации, которые помогают бедным, которые не могут прокормить себя сами.
Харизматичный мэр маленького городка Маринелады сейчас очень популярен по всей Испании, особенно среди беднейшего населения, но никто пока не решился повторить путь этой общины: слишком много придётся сидеть в тюрьме, да и зарплаты в коммуне не такие большие.
Сообщество ZEGG В 1991 году группа людей, вдохновлённых идеями Дитера Дума - немецкого идеолога общинной жизни, автора нескольких книг, - выкупили землю к юго-западу от Берлина и основали общину. Они хотели уйти от консьюмеризма современного общества и построить своё, которое живёт по принципам устойчивого экологического развития. Община занимает территорию примерно в полтора квадратных километра, в настоящее время там живут около ста человек.
Члены общины не отрицают государственную власть или частную собственность. Участники сообщества финансово независимы друг от друга. У каждого из них есть свой доход, большая часть жителей задействована в организации и проведении различных мероприятий общины - фестивалей, семинаров и тренингов. Так ZEGG зарабатывает деньги и одновременно продвигает свои идеи среди посетителей. Участники сообщества содержат гостевые дома и кафе, предоставляют туристам всевозможные сервисы. Впрочем, некоторые члены имеют работу, никак не связанную с общиной, и каждый день ездят в ближайшие города, а вечером возвращаются домой.
Каждый, занимаясь своим делом, должен работать и на развитие коммуны в целом. Всё сообщество разделено на несколько групп со своими обязанностями: кто-то следит за всеми детьми общины, кто-то отвечает за работы по саду, кто-то готовит на всех и решает хозяйственные дела. Руководит всем (у них принято говорить, «принимают ключевые решения») совет менеджеров: по два от каждой группы. Они решают, как тратить деньги с совместных мероприятий, принимать ли новых участников.
Нидеркауфунген В 1986 году группа левых активистов самых разных направлений - от анархо-синдикалистов до марксистов, от феминисток до коммунистов - заселилась в пустующие фермерские дома в небольшой деревне в Центральной Германии. Идеи коммуны были изложены в ранее опубликованном памфлете Grundsatzpapier, ставшем уставом Нидеркауфунгена. Это классический манифест европейской коммуны левого толка о равенстве - политическом и гендерном, о социальном благе, о том, что людям не нужны начальники, чтобы жить хорошо.
Нидеркауфунген - одна из самых развитых европейских коммун. Здесь есть фермы по выращиванию фруктов, производство сыра, столярная, токарная мастерская. Коммуна проводит открытые семинары и фестивали и зарабатывает на туристах.
Доход общины поступает в общую кассу, работающую по известному принципу «от каждого по способностям и каждому - по потребностям». Это значит, что каждый может взять из кассы ровно столько денег, сколько ему нужно, и никто не может его остановить. «Вы удивитесь, но эта штука работает уже двадцать лет», - говорят представители коммуны. Частная собственность в коммуне существует только в отношении тех вещей, что предназначены исключительно для личного пользования членов сообщества, вроде зубной щётки или нижнего белья.
Нидеркауфунген - коммуна в чистом виде. Здесь нет никакой власти, никакой иерархии. Все вопросы решаются раз в неделю на общем собрании, все глобальные решения принимаются на расширенном собрании раз в полгода. При возникновении конфликтных ситуаций участники используют «ненасильственные методики общения» по Розенбергу. Все предложения должны пройти через специальные рабочие группы, потом информация о них появляется на доске объявлений сообщества, потом предложения обсуждаются на общем собрании.
Twin Oaks Коммуна с трогательным названием «Дубы-близнецы» появилась 47 лет назад неподалёку от Ричмонда и сейчас является одной из старейших нерелигиозных на территории США. Хиппи пришли сюда, вдохновлённые романом писателя Скиннера «Вальден Два», с целью построить общество с идеалами свободы, равенства, братства.
В Twin Oaks до сих пор жив идеализм хиппи: купаются в одной яме, моются в одном душе, ведут весёлую сексуальную жизнь, выращивают тофу и пропагандируют мир и любовь на Земле. Как и большинство современных коммун, они занимаются бизнесом: продают тофу, производят гамаки. Каждый работает по 42 часа в неделю, взамен получая бесплатные еду, медстраховку и прочие блага, а также 72 доллара «на дополнительные расходы». Кроме того, у «Дубов» есть 17 машин - тоже для общего пользования. Парадокс истории Twin Oaks - в том, что коммунистическая коммуна экономически очень успешна в капиталистическом мире: минимальные расходы (потребление воды, газа и электричества - на 60-70 % ниже, чем в среднем по Америке), дешёвая рабочая сила и одновременно никакой безработицы, относительно крупные объёмы производства и доход 600 000 долларов в год.
via