Каждый человек, которого когда-либо несправедливо травили, в глубине душе мечтал о той минуте, когда он достигнет славы и успеха и вернется на место травли, чтобы «показать» всем, как они ошибались. Чтобы насладиться своим триумфом и свести счеты с обидчиками. Так, например, в фильме «Красотка» Джулия Робертс, которую отказались обслужить в дорогом бутике, заходит туда со множеством покупок: «Вы ведь получаете комиссионные с продаж, да?.. Так вот, вы вчера очень ошиблись».
А вот в старом советском мультфильме «Гадкий утенок» прекрасная птица не приземляется среди травивших ее уток: «И никто на птичьем дворе не знал, что пролетавшая над ними прекрасная птица - это их прежний гадкий утенок».
Первая модель поведения очень понятна по-человечески. Справедливость должна быть восстановлена. Интересно в этой связи сравнить поведение двух затравленных гениев, которых Родина выбросила и прокляла - Солженицына и Бродского. Солженицын наслаждался своим триумфом. Он смаковал каждую каплю - высланный на Запад, он вернулся с Востока, завершив кругосветное путешествие. Он ехал на поезде и останавливался на каждой крупной станции - пообщаться с народом. Объяснить всем, что Он был прав, а что все Они ошибались.
Даже страшно себе представить, что творилось бы в Питере, если бы туда приехал Бродский. Питерские поэты несли бы его автомобиль на руках. И Иосиф Александрович показал бы всем этим упырям от Лернера до Бобкова, кто есть кто. А Бродский не приехал. И Барышников - не приехал. И Довлатов - не приехал. Сергей Донатович был прав - есть вещи выше справедливости.