империус

Aug 18, 2016 09:17



105-летняя Брунгильда Помзель, в прошлом секретарша Йозефа Геббельса, дала интервью The Guardian. Помзель вспомнила, что в министерстве пропаганды была изящная мебель, а в приемной рядом с кабинетом Геббельса, где работали 6 секретарш, в том числе сама Помзель, царила беззаботная атмосфера.

Помзель работала в самом сердце машины нацистской пропаганды. В ее обязанности входило преуменьшение статистики о потерях среди немецких солдат, а также завышение количества немецких женщин, изнасилованных красноармейцами. Но, как ни странно, она говорит, что это была "работа как работа". "В офисе Геббельса я, в сущности, ничего не делала, кроме как печатала на машинке".

Помзель уверяет, что поступала точно так же, как и большинство других немцев. "Те, кто сегодня говорит, что выступил бы против нацистов, - наверное, они искренне так считают, но, поверьте мне, большинство из них не стали бы так поступать", - говорит она. После усиления нацистской партии "на всю страну словно бы наложили какое-то заклятие", уверяет Помзель.

Она вспоминает, как ей вручили досье на антифашистку Софи Шолль из движения сопротивления "Белая Роза". В 1943 году Шолль была казнена за государственную измену после того, как распространяла в Мюнхенском университете антивоенные листовки. "Один из советников Геббельса по специальным вопросам велел мне положить это досье в сейф и не заглядывать в него. Я так в него и не заглянула и была очень довольна собой, потому что он проявил ко мне доверие и потому что моя тяга оправдать это доверие взяла верх над моим любопытством, которое подговаривало меня заглянуть в досье", - говорит Помзель.

В 1942 году, когда Помзель был 31 год, кто-то порекомендовал перевести ее с государственного радио в министерство пропаганды. Она получала 275 марок - целое состояние по сравнению с заработками большинства ее друзей, - а также некие, как выражается газета, "пайки, не облагаемые налогами".

Помзель отметила, что ее подруге, еврейке Еве Лёвенталь, тяжело жилось под властью Гитлера. Помзель испытала шок, когда популярный диктор был арестован и отправлен в концлагерь за то, что был гомосексуалистом. "Но она говорит, что в основном жила в собственном мирке, не подозревая, как нацистский режим истребляет своих врагов, хотя физически находилась в самом сердце системы", - пишет издание.

"Я знаю, что теперь нам никто не верит: все думают, будто мы все знали. Ничего мы не знали, все держалось в большом секрете", - уверяет Помзель. Она верила, что евреев просто отправляют в деревни в Судетах, которые нуждаются в дополнительном населении. "Мы в это верили, мы на это купились, это казалось абсолютно правдоподобным", - говорит она.

В последние дни войны Геббельсу приказали присоединиться к Гитлеру в бункере. Помзель вспоминает, как 30 апреля Гюнтер Швегерманн, помощник Геббельса, принес весть, что Гитлер и Геббельс покончили с собой. "И жена тоже? И дети?" - спросили его секретарши. "Мы остолбенели", - вспоминает Помзель. Тогда они взялись кроить белые мешки, в которых хранились продукты, и шить из них огромный белый флаг, чтобы сдаться.

via










history, технологии

Previous post Next post
Up