история про ближайшее будущее

Aug 06, 2015 16:51



Перед поездкой в Чернобыль я получил письмо с предложением попробовать новый формат рассказа - аудиогид. Но не просто записать аудио-рассказ, а сделать полноценный путеводитель, с точными привязками к интересным местам, которым сможет пользоваться любой человек в Зоне. Идея показалась мне очень интересной, хотя и требовавшей гораздо более серьезного отношения - если раньше, во время поездки мне достаточно было одного фотоаппарата (плюс три объектива), то теперь пришлось работать и с диктофоном, и с трекером для записи координат. Посмотрите, что получилось - мой рассказ начитал профессиональный диктор.




Небольшое лирическое отступление.
Интересно проследить за историей развития путеводителей и попробовать предугадать их будущее. Прообразы путеводителей существовали еще в Древнем Риме. Это были так называемые «дорожники». В них указывались названия населенных пунктов и расстояние до них.

Но практически весь современный «экскурсионный» туризм берет свое начало от паломничества. А туристические визы и страховки на время путешествия - это аналоги паспортов, которые выдавал церковный приход паломнику с просьбой к духовной и светской власти (а также всем христианам) оказать ему помощь и принять его как гостя, чтобы он вернулся живым и здоровым в дом. Такой документ служил паломнику охранной грамотой.

С развитием книгопечатания происходит тектонический сдвиг - путеводители становятся массовыми и в них начинают появляться картинки. Причем иллюстрации носят скорее символический характер - так, например, во «Всемирной хронике» Г. Шеделя (конец XV века) всего две гравюры иллюстрируют несколько десятков монастырей. Потом в путеводители приходит фотография. Затем - цвет. Появляются подробные схемы и карты. На этом развитие путеводителей практически останавливается - это красочная книга, которую нужно носить с собой и постоянно сверяться с ней во время путешествий. Это довольно неудобно и быстро надоедает - тем более, что большинство путеводителей написаны занудно и неинтересно. А человеку, который хочет узнать город по-настоящему, нужно нанимать гида. Как и сотни лет назад.

Сегодня начинается новая революция: мобильный телефон, заменивший наручные часы, будильник, калькулятор, пейджер, записную книжку, радио, газеты и журналы, музыкальный плеер, компас, органайзер, диктофон, навигатор, фотоаппарат, фонарик, игровую приставку… заменит и путеводители. Потому что он гораздо удобнее. И сделает это, как обычно, открытая и бесплатная система - как YouTube, который позволяет любому желающему делиться со всем миром своими видео, или Instagram - фотографиями. Должна появиться подобная платформа и для путешественников, где каждый смог бы рассказать свою историю о каком-либо объекте и поделиться ею с миром. Миллионы путешественников-любителей гораздо эффективнее сотен профессионалов. И, похоже, такая платформа уже появилась.



Как это работает: достаточно установить на свой смартфон бесплатную программу izi.TRAVEL и выбрать один из множества маршрутов. Дальше ваш мобильный телефон превращается в путеводитель. Когда вы идете по маршруту, программа сама определят ваше местоположение и начинает рассказывать нужную историю в нужном месте. Это удобнее, чем гид - вы легко можете повторить любой рассказ или пропустить его, если он покажется вам не очень интересным. Мобильный аудиогид не подгоняет вас - он будет послушно ждать, если вы, например, захотите выпить пива. Ваш мобильный телефон теперь способен дать совершенно новый опыт путешествий: представьте, что вы приезжаете в незнакомый город, где у каждой достопримечательности стоит местный житель, готовый рассказать вам все о ней. Даже о своем родном городе вы можете узнать много нового - например, историю про разрубленный бомбой дом я узнал из мобильного путеводителя izi.TRAVEL. Интересно, что izi.TRAVEL позволяет создавать не только уличные прогулки, но и музейные экскурсии. И музеи, кстати, активно используют эту возможность как бесплатную альтернативу дорогим хардверным аудиогидам.



Возможно, вскоре появится и новое понятие - спонтанный туризм. Представьте, вы поехали на север России, и ваш телефон рассказывает по дороге истории о городах, что вы проезжаете. Понравилась какая-то история? Не проблема, навигатор приведет вас в этот город, и вы сможете пройти по нему по туру, подготовленному местными знатоками. Ваш телефон к вечеру сам подберет отель в вашей предпочтительной категории. А наутро можно двигаться и дальше. К концу вашего приключения вы посетите кучу мест и узнаете кучу историй, о которых даже и подумать не могли еще неделю назад!

Надеюсь, что в будущем, с развитием синтеза речи, можно будет провести каникулы в Риме, слушая рассказ Одри Хепбёрн. Или пройтись по Санкт-Петербургу с Юрием Лотманом.

На сегодняшний день только для Москвы сделаны более 120 маршрутов. Вот прогулка с Юлией Рутберг по Арбату, а вот Булгаковская Москва. Есть прекрасные музейные гиды - интересный тур по Третьяковке.

Чтобы изучить их все, не хватит жизни, так как новые экскурсии добавляются в базу быстрее, чем вы сможете их прослушать. В базе есть 25 000 достопримечательностей в 350 городах мира, сотни музеев и секретных городских мест.

Есть, например, Милан для шопоголиков, Бразилия для футбольных фанатов, Петербург для рок-н-рольщиков, автотур по винодельням Бордо и тур по каналам Амстердама. Можно создавать и собственные туры.

Вы можете сделать свой тур, например, по крышам Питера или по граффити Лондона. С помощью этой платформы можно делать квесты для прохождения по городу. И все это бесплатно.

Мне кажется, что это изменит и формат журналов блогеров-путешественников. Не просто прочитать историю, готовясь к путешествию, а пройти вместе с Ильей Варламовым по улицам Детройта, прокатиться с Артемием Лебедевым по Индии или посмотреть с квадрокоптера Сергея Доли на Скандинавию.

Думаю, что скоро тысячи блоггеров, музеев и издательских домов начнут делать все более интересные истории. А выиграем от этого мы с вами.

Буду признателен, если вы расскажете о своих впечатлениях - что понравилось в системе, что можно сделать лучше и не хотите ли сами поведать миру о любимых местах?









реклама, путешествия, полезное, будущее

Previous post Next post
Up