через В к Б

May 19, 2010 13:19

После ролика Бродский о Высоцком сцепился с знакомым за кружкой пива (кто же на трезвую голову будет о поэзии говорить)

Знакомый говорил что Бродский - надуманная величина, что если бы не его героическая биография, о нем никто бы не вспомнил; что его Нобелевская премия коньюктурна - шведы дали, не читая, как диссиденту (как Бунину и Солженицину); что, в отличии от Высоцкого, который прост и понятен всем, Бродский сложен и скучен (Бродский, дескать, пишет головой, а Высоцкий - сердцем); что писать "под Бродского" может каждый...

я вяло отбивался, что, мол, Нобелевская премия тут вообще ни при чем - ее давали и бездарным авторам и не давали Толстому, Набокову, Цветаевой, Борхесу, Фросту, Одену; что простота не единственный критерий; что Высоцкий, при всей моей любви к нему, поверхностен и стихи его зачастую просто неумелы; что по-настоящему писать "как Бродский" никто не может...

потом разговор перешел на личности и знакомый настаивал, чтобы я объяснил ему, поклоннику Высоцкого, "на пальцах" - в чем гениальность Бродского?
я спросил - какое у него самое любимое стихотворение Высоцкого?
- Банька по белому (ну конечно, кто кинет камень в Баньку...)

договорились, что я постараюсь максимально доступно рассказать ему о Иосифе Александровиче, сравнивая его с Владимиром Семеновичем, не прибегая к фразам типа "античная метрика требовала в фалековом гендекасиллабе большой постоянной цезуры после арсиса третьей стопы" (все равно я слов таких не знаю)

Затея, конечно, безнадежная, и слишком напоминает сочинение на тему "Как я провел это", но тем не менее...

image Click to view



Очень хорошая песня. Есть прекрасные образы:
меня два красивых охранника / Повезли из Сибири в Сибирь;
Ближе к сердцу кололи мы профили / Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

и, тем не менее, например, третий куплет откровенно слаб
Сколько веры и лесу повалено - (веры? повалено???) - хорошо, пусть это будет стилизация "шел снег и рота красноармейцев", но следующая строка просто ужасна:
Сколь изведано горя и трасс - глаголом "изведать" Высоцкий пытается объединить два слова "горе" и "трассы" - и делает это крайне неудачно - изведать очень плохо подходит к обоим словам
Первые две строчки написаны только ради двух последних

А на левой груди - профиль Сталина,
А на правой - Маринка анфас.

Рифма трасс/анфас откровенно слаба. Вообще Высоцкий не оттачивает рифму и, как правило, берет первую попавшуюся - очень любит примитивные глагольные рифмы: распалю / истреблю, компенсируя это искренностью исполнения
Как говорил Черчилль: довод слаб - повысить голос

У Высоцкого есть много сильных образов "Купола в России кроют чистым золотом / Чтобы чаще Господь замечал", "Просто землю вращают куда захотят / Наши сменные роты на марше", "Но наградою нам за одиночество / Должен встретиться кто-нибудь"... Сердце начинает биться сильнее, это похоже на поэзию скальдов, слагающих стихи перед битвой. Эффект духового оркестра - трубы, я слышу трубы, кто зовет нас (с)

Бродский достигает не меньшего эффекта, даже не используя такие слова, как восхождение, атака, истребитель...
(продолжение...)

технологии, бродский

Previous post Next post
Up