В 1908 году французская газета "Матэн" организовала автопробег Нью-Йорк - Париж через Берингов пролив.
В пробеге участвовали шесть команд из Америки, Франции и Германии и Италии.
Предполагалось двигаться следующим маршрутом: Нью-Йорк - Аляска - Берингов пролив - Нижне-Колымск - Якутск - Олекминск - Киренск - Иркутск - Нижнеудинск - Канск - Красноярск - Томск ... и далее по России в Европу.
Основными претендентами на победу были: американский экипаж Джорджа Шустера на "Томас Флайер-6-70" с девятилитровым двигателем и мощностью 72 л.с., немецкий экипаж Ганса Кеппена на "Протосе" 34 л.с., итальянский экипаж Генри Хаага на "Бриксия-Зюст", 40 л.с. и французский экипаж Бурсье на "Де Дион-Бутон", 30 л.с. Стартовали также еще три французских экипажа на "Сизер-Ноден", 12 л.с., "Мотоблок", 30 л.с. и на мотоцикле "Вернер" русских братьев Михаила и Евгения Вернеров, работающих в Париже.
Но, добравшись до Сиэтла, автомобилисты застряли в снегах и вынуждены были изменить маршрут, отказавшись ехать через Берингов пролив, Чукотку и Якутию.
Антифриза тогда не было, и каждую ночь машины сливали воду из радиаторов
Встреча автомобилей в Небраске. В 1965 году этот автопробег послужит исходным материалом для фильма "Большие гонки"
Форсирование железной дороги. Средний дневной пробег в США составлял 140 км
Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству! Возможно фоторепортажи сыграли свою роль в принятии программы строительства автомобильных дорог в Америке
На пароходе до Японии.
При следовании через японские населенные пункты все население выходило, чтобы встретить и приходилось буквально в толпе прокладывать себе путь.
Было решено проложить маршрут через Китай, но Поднебесная отказала в визах
Тогда на пароходе автомобили были доставлены во Владивосток.
До России добрались только 4 экипажа из США, Германии и Италии.
Иркутский генерал-губернатор в своем секретном предписании приказал "установить за участниками гонки негласное наблюдение со стороны администрации, при условии полного содействия и предупредительности всем участникам состязания".
Наши умельцы восстанавливают ненадежную заграничную технику
26 июля 1908 экипаж "Протоса" финишировал у редакции газеты "Матэн" на Больших Бульварах в Париже, затратив на маршрут 165 суток. Через 4 дня финишировали американцы на "Томас-Флайер". По их подсчетам, за 169 суток они прошли по суше 21 470 км, причем в каждый "ходовой день" они делали в среднем 244 км, а однажды - 644 км в сутки.
Экипаж "Протоса" праздновал победу только первых пять дней, до прибытия "Томоса", который с учетом штрафных дней и был признан победителем соревнования.
viavia