Оригинал взят у
mnenevlom в
Пятый элемент Спросите кого угодно о том, сколько японских мотопроизводителей он знает. "Четыре!" - ответят вам не задумываясь. И даже назовут: Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki... Все верно. Сегодня их действительно четыре. Но мало кто знает, что еще относительно недавно их было пять.
Вот он! Это Bridgestone Motorcycles. Знакомое название?
Да, это тот же самый Bridgestone, который сегодня считается одним из крупнейших в мире производителей шин. В том числе и мотоциклетных.
Упоминаний о том, что когда-то Bridgestone выпускал мотоциклы вы не найдете даже на официальном сайте компании. В разделе "История" вскользь упоминаются велосипеды (1941-1950 гг) и все! Тем не менее мотоциклы были тоже. Вот они, на фото! Эта фотография, по всей видимости, сделана в 60-х годах (более ранних я, увы, не нашел). На ней изображена линейка одноцилиндровых 90-кубовых моделей. Но у Bridgestone Motorcycles были и более серьезные разработки.
Например вот такие: это двухцилиндровый BS 350 GTO - в те годы он был флагманом компании! Говорят, что он очень неплохо продавался в самой Японии и вполне успешно экспортировался в США. В Америке официальным дилером (или даже дистрибьютором?) Bridgestone Motorcycles была компания Rockford Motors. Ниже я привожу ее рекламный буклет. Я нашел его вот
здесь. На этом сайте еще довольно много интересной информации о Bridgestone Motorcycles. Но в основном она техническая, касающаяся запчастей, ремонта и обслуживания раритетных сегодня моделей.
На первой странице вы можете видеть уже упомянутый 350-кубовый BS 350 GTO и BS 350 GTR - вариация на ту же тему. Эти мотоциклы оснащались двухцилиндровыми двухтактными (это важно!) двигателями мощностью около 40 л.с.
Дальше идут более скромные 175-кубовые модели. Тоже двухтактные! Они выдавали 20-21 л.с. Как видите, у Bridgestone даже был свой "скрамблер" - классический мотоцикл, приспособленный для езды по бездорожью. Сегодня, кстати, этот стиль вновь входит в моду!
Ну и заканчивается все 100-кубовыми 10-11,5-сильными мотоциклами, пришедшими на смену тем 90-кубовым моделям, фотографию которых я приводил в самом начале.
В конце буклета - сводная таблица, из которой видно, что в 1970-м году в Америке продавались аж целых 8 моделей марки Bridgeston. Не думаю, что у Suzuki или Yamaha было заметно больше!
Так откуда же взялась и, главное, куда бесследно делась крупная мотоциклетная компания? Темная история, но попробуем разобраться. Информации о ней в сети довольно мало расскажу лишь то, что мне довелось узнать.
Еще раз повторяю: в официальных источниках ничего нет, и верить, либо не верить мне - дело ваше.
Итак, сама компания Bridgestone была основана в 1931 году и занималась выпуском шин для всевозможной колесной техники. В ходе Второй мировой войны она, как ни странно, пострадала не сильно. Основные производственные мощности сохранились и их довольно быстро удалось вновь запустить в работу. Но, в бедной, разрушенной войне стране катастрофически не хватало недорогих и общедоступных транспортных средств (С этих слов начинается история чуть ли не каждой второй автомобильной компании, не правда ли?). И руководство компании приняло решение помимо шин начать еще и выпуск велосипедов. Соответствующее подразделение - Bridgestone Cycles - было зарегистрировано в 1946 году. Оно, кстати, до сих пор существует.
А уже через три года было заключено соглашение с компанией Fuji Precision Engineering (входившей тогда в Nissan Motor Co.) на поставку легких моторчиков для велосипедов. Это были двухтактные 26-кубовые двигатели. Так появилась первая скутеретта Bridgestone. Ее назвали BS-21 "Bambi". Я не уверен на 100%, что на фото именно она. Возможно, это более поздняя модель - рабочий объем указан больший. Но на японских сайтах ориентироваться так непросто! Взял я ее
отсюда.
Потом были BS-31, BS-41 (может это она на предыдущей картинке?)... Рабочий объем двигателей рос, ходовая часть крепчала. Продажи шли неплохо. Но первый полноценный мотоцикл появился только в 1958 году. Насколько я понимаю, на фото вверху именно он. Модель называлась BS "Champion" и оснащалась 50-кубовым двухтактным двигателем с воздушным охлаждением и трехступенчатой коробкой передач. Компания Fuji тут уже была не при чем. Мотоцикл спроектировали и разработали собственные специалисты Bridgestone. Через пять лет, после ряда доработок, Bridgestone начал экспортировать эту модель в США. За океаном она называлась "Super 7".
Мотоциклы Bridgestone весьма успешно принимали участие в различных соревнованиях. На картинке - двухцилиндровая 50-кубовая спортивная модель начала 60-х. Но о спортивной карьере Bridgestone Motorcycles можно написать отдельный большой пост. Сейчас отвлекаться на это не будем.
Проблемы у компании начались в конце 60-х. Во-первых, в Америке начали бороться за экологию и двухтактные мотоциклы уже не могли отвечать новым требованиям по выбросам вредных веществ. А делать четырехтактные мотоциклы инженеры Bridgestone не умели, да и не хотели, считая такую схему "неправильной". Во-вторых, в самой Японии компания Bridgestone испытывала острую нехватку производственных площадей для активно развивающегося и расширяющегося шинного производства. Мотоциклистам просто не хватало места. Тогда было принято решение...
Начинается самая темная часть нашей истории, дошедшая до нас лишь в виде слухов и косвенных свидетельств очевидцев. Руководство компании Bridgestone собрало на тайное совещание представителей конкурирующих компаний - Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. За закрытыми дверями было объявлено, что компания Bridgestone Motorcycles готова добровольно уйти со всех рынков (включая Американский, где соперничество было, пожалуй, наиболее острым), полностью свернуть производство, а всю техническую документацию и все свои инженерные наработки передать конкурентам. Но... Не просто так, а в обмен на эксклюзивное право поставок шин для конвейерной комплектации мотоциклов других марок. По всей видимости, они договорились (уж не знаю на каких точно условиях), и в 1971 году компания Bridgestone Motorcycles перестала существовать. Да так, что даже следов от нее практически не осталось.
И в заключении еще один маленький вопрос: это только мне лев на эмблеме Bridgestone Mмotorcycles кажется таким знакомым?