Размышления о жизни после смерти: закопать или развеять?

Jan 03, 2021 08:10

"Помни, что ты прах и в прах возвратишься!"
/Священное писание/

В конце фильма "Большой Лебовски" есть эпизод, в котором два друга Дюдя и Уолтер поднимаются на высокий утёс с коробкой из-под кофе, в которой находится прах их третьего друга Донни. Друзья собираются развеять прах Донни над океаном. Со словами из Гамлета: "Спи спокойно, милый принц", Уолтер открывает коробку, чтобы исполнить церемонию соединения Донни с вечностью, но не учитывает направление ветра, и весь пепел устремляется на Дюдю. "Чёрт побери, Уолтер ...твою мать, чтоб тебя ..." - в сердцах произносит расстроенный Дюдя, а Уолтер его утешает: "Донни, конечно, жалко, но жизнь продолжается".



Кадр из Фильма "Большой Лебовски". Дюдя в пепле от Донни.

"Большой Лебовски" фильм-комедия, и над этой сценой можно просто посмеяться, но она зацепилась в памяти и вызвала череду размышлений. Хотел ли Донни осесть пеплом на друге или хотел полетать над океаном, неизвестно. Он умер скоропостижно от сердечного приступа и последнюю свою волю не озвучил, поэтому действия с его телом, а потом с прахом - личная инициатива его друзей.

А как вообще решается вопрос с человеком после его смерти? Насколько я знаю, у нас принято, что телом усопшего распоряжаются его родственники и близкие. И мало кто при жизни оставляет в завещании эту важную строку. Подразумевается, что родственники сами знают, что делать.

Чаще всего тело упаковывают в гроб и зарывают в землю. И хорошо, если могилку будут навещать, хотя бы раз в год. Дюдя и Уолтер, похоже, не были в этом уверены, поэтому кремировали друга и выпустили его прах (хоть и неудачно) на волю.

В связи с этим, вспоминается завещание Майи Михайловны Плисецкой, где она последней волей объявила желание когда-нибудь снова соединиться с мужем: "Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией".

Желаю долгих лет жизни Родиону Константиновичу Щедрину, но поддерживаю желание его супруги вновь когда-нибудь соединиться с любимым мужем уже навечно! Неизвестно, где над Россией исполнится воля Майи Михайловны, но, думаю, в самом дорогом для её сердца месте.

Вообще-то, православие не одобряет кремацию и расценивает сие действо как безбожеский отход от вековых традиций. Объясняется это тем, что во время Второго Пришествие Христа души всех усопших вернутся в свои тела. Но зачем тогда на сороковой день душа покидает телесную оболочку, если ей суждено туда вернуться? И куда она вернётся, если тело фактически исчезнет под землёй?

Это те вопросы, на которые церковь не даёт ответов. Закапывать и баста! И вырастают целые города-кладбища, на которые никто не ходит. Ходят к могилам известных людей во время очередных дат, а к другим, уже на уровне родных внуков, никто не ходит. Тем более, что кладбищенская обслуга за деньги содержит место погребения в достойном виде, значит, совесть потомков спокойна.

Напрашивается вывод, что погребение тела - это вопрос этический, а не обязательный. То есть могила, это всего лишь место, куда можно прийти с цветами и успокоить свою совесть.

А как тогда быть с "памятными" местами людей, прах которых не похоронен ни в могиле, ни в колумбарии? Куда можно прийти поклониться, например, Майе Михайловне Плисецкой, если её прах будет "развеян над Россией"?

Известные писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие завещали развеять их прах в воздухе, что было выполнено. Прах Аркадия развеяли над московским Рязанским шоссе с вертолёта в присутствии шести свидетелей, а прах Бориса и его супруги развеяли над Пулковскими высотами.

Прах поэта и писателя Константина Симонова согласно его завещанию был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Через полтора года после смерти Симонова там же развеяли прах его последней супруги Ларисы.

Прах известного журналиста-натуралиста Василия Пескова по его завещанию был развеян на его родине, над полем в селе Орлово Воронежской области.

Прах Тимура Гайдара (сын Аркадия Гайдара) был развеян с вертолёта над писательском посёлком Красновидово.

Прах русского философа Александра Зиновьева развеян с вертолёта над районом Чухломы, где Зиновьев родился и вырос.

Развеяны по ветру прахи Альберта Эйнштейна, Дэн Сяопина, Герберта Уэллса, Альфреда Хичкока, Джорджа Харрисона, Алана Шепарда, Махатмы Ганди, Курта Кобейна, Марии Каллас …

Для России развеивание праха усопшего пока что редкость. Если сие и происходит, то тайно, лишь в кругу родственников и близких. Но то, что последняя воля Стругацких и Плисецкой была озвучена, говорит о том, что в стране рождается новая традиция. Человек не может повлиять на своё рождение, но может сам распорядиться своим телом после смерти.

Если есть воля покойного, чтобы его прах развеяли, то это можно сделать, где угодно: над морем-океаном, над городом, над садом …
Кстати, прах известного модельера Ив Сен Лорана развеяли в розарии его виллы "Мажорель" в Марракеше, а прах Бернарда Шоу и его жены развеян в саду их дома в Эйот Сент-Лоренсе.

Я задумалась … хотелось бы мне в виде пепла (он же зола-удобрение) лежать возле своих любимых роз? Возможно, мне это было бы приятно, но … как бы себя чувствовали мои родственники, глядя на эти розы? Вопрос этическо-нравственной важности!

Думаю, лежать в "сырой земле" или летать пеплом над океаном - зависит от отношения человека к религии. Веришь и боишься Божьего наказания, лежи себе на кладбище и жди Второго пришествия, а если сам себе хозяин - завещай превратить своё тело в горстку органического пепла и похоронить себя либо в коробочке, либо отдать на волю ветра. Замечательно, что хоть в этом у человека есть выбор!

Чаще всего урну с прахом хоронят в могилах родственников, ставят в колумбариях, держат дома, зарывают в саду и т.д. - закон не отслеживает, что именно получатель урны будет с ней делать. Соединить прах с землёй в дорогом для сердца покойного месте или развеять его в воздухе - дело не греховное, а вполне достойное и никого не ущемляющее.

В российском законодательстве уже есть определение термина "развеивание праха". Согласно Приказу Госстроя РФ от 10.01.2000 №3 "Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации", развеивание - это "один из способов захоронения праха, заключающийся в его разбрасывании по какой-либо территории".

В национальных стандартах Российской Федерации в разделе "Услуги бытовые", согласно ГОСТ РФ 53107-2008 (услуги ритуальные) также предусмотрена услуга по развеиванию праха.

Уже появляются в Москве фирмы, предлагающие услуги по развеиванию праха над живописными местами планеты. Можно развеять прах даже в космосе, но в космосе, на мой взгляд, страшно, в вакууме прах не развеется, а будет летать над планетой в кучкообразном состоянии, пока не сгорит, приблизившись к слоям атмосферы. И будет своего рода вторая кремация.

В любом случае, кремация происходит менее болезненно для родственников и близких, чем похороны на кладбище. Бернард Шоу, например, испытывал ужас перед захоронением в землю и гневно негодовал о "мрачной патологии" заупокойной службы. Когда умерла мать Шоу, по распоряжению сына её тело кремировали. Он наблюдал за процессом кремации, и испытал высокое эстетическое переживание. Шоу стал ревностным защитником кремации и утверждал, что христианские захоронения в могилу надо приравнять к уголовному преступлению.

В одном из писем к Стелле Патрик Кэмпбелл, с которой Шоу переписывался долгие годы, он описал ей своё яркое и незабываемое впечатление от кремации тела матери. Когда Джером Килти писал пьесу "Милый лжец", он включил в неё строчки из этого письма.

Кстати, обожаю смотреть и слушать пьесу (видео и аудио записи) где Стеллу играет и озвучивает Ангелина Степанова, а Шоу - Анатолий Кторов. Диалоги и монологи идут под музыку Кирилла Молчанова - прелесть всё!

Так вот, через некоторое время после кремации (у нас её не видят) выдаётся на руки стандартная урна с прахом внутри, которую можно с почестями захоронить, а можно сунуть в сумку, в рюкзак, в пластиковый пакет, в банку из-под кофе и пойти на высокую гору, как Дюдя с Уолтером, и предать ветру.

Прах доставляет родственникам меньше хлопот, чем захоронение, и уменьшает их душевные муки, главное, чтобы память осталась. Но память … эх, память - "ничто не вечно под луной"! Человек устроен так, что всё со временем забывает. Поначалу об умершем помнят родные и их дети, немного вспоминают внуки, а для правнуков почивший три поколения назад родственник это уже персонаж каменного века. После правнуков вообще - забвение и пустота.

Так не лучше после жизни стать прахом и хозяином самому себе?
Может, стоит заранее подыскать для этого красивое местечко? ))) Например, упасть в быстрый лесной ручей, в Волгу или в поток Лимпопо, раствориться в воде и утечь вместе с нею в море, далее в океан, и путешествовать по всем акваториям земного шара?

Или всё-таки соединиться с ветром? Летать в просторах и ликовать, как в песне Кипелова:

Я свободен, словно птица в небесах.
Я свободен, я забыл, что значит страх.
Я свободен, с диким ветром наравне.
Я свободен наяву, а не во сне.

о смерти, американское кино, мысли вслух, о жизни, прах

Previous post Next post
Up