разнообразие

Nov 30, 2020 17:36

В этом году у больших консультантов по управлению появилось сразу два новых фронта работы - они дают советы правительствам разных стран по борьбе с эпидемией и еще они советуют корпорациям, как надо вводить в них правильное разнообразие (diversity), которое только что поменялось. Многие корпорации надавали публичных обещаний после убийства Джорджа Флойда и теперь их нужно выполнять. До 2020 "разнообразие" в США означало найм женщин, латиносов, и сексуальных меньшинств разного толка, но теперь резко стало про черных и стало еще гораздо важнее. Теперь в Bain, например, есть отдельная практика разнообразия на 20 сотрудников и еще столько же пытаются к ней присоединиться.

Корпоративное начальство так возбудилось по этому поводу, что рекрутерам приходится умерять их аппетиты:

https://www.economist.com/business/2020/11/28/social-unrest-has-fuelled-a-boom-for-the-diversity-industry
[Executive recruiter] has to temper clients’ expectations about what is possible. She tells them to think long and hard about what qualities they need on their board rather than “a knee-jerk reaction like ‘we need a ceo who is black’”. Recruiters remind clients that boardrooms and c-suites are not overly blessed with other ethnic minorities, lgbtq people or women. They also highlight other underrepresented groups, such as veterans, migrants and refugees, the “differently abled” and the all-encompassing “cognitively diverse”.

Некоторые обещания выполнять проще - например, Walmart пообещал выдать на борьбу с расизмом $100м. Такие пожертвования, вместе с практически обязательными корпоративными тренировками, финансируют и вполне уже отдельную от консультантов и рекрутеров немаленькую индустрию разнообразия.

Давление на корпорации в эту сторону исходит, видимо, прежде всего от поколения миллениалов, и как покупателей, и как работников. В креативных индустриях, конечно, это происходит наиболее экспрессивно, например, когда доходит до того, что работники издательства, (кстати, недавно благополучно издавшего Mein Kampf) устраивают руководству истерику со слезами, когда оно пытается издать умеренную консервативную книжку самопомощи, а технический персонал Нью Йoрк Таймс задает такой левацкий тон, что пугают даже вполне левых колумнистов.

В законы это разнообразие тоже быстро проникает, причем далеко не только в США. В общем, имеется новая победившая идеология, которая внедряется куда агрессивнее, чем марксизм в СССР 80х. Например, даже в техническом но продвинутом MIT без сдачи тренинга по разнообразию не допускают к сессии. При этом, что удивительно, слова марксизм-ленинизм лезли тогда из всех утюгов, а вот для этой идеологии правильное название, наверное, далеко не все назовут, во всяком случае в тексты тренингов оно не попадает.

Дальше я скопировал без кавычек и спрятал, в основном, под катом замечательный ликбез от пользователя redstarcreative в комментариях у ivanov-petrov
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2286087.html?thread=155648263#t155648263 :

Идеология wokeism'а еще ждет своего исследователя. Лучший известный мне историограф - James Lindsay. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные философские корни господствующей ныне идеологии.


1. Маркс добавил к философии, в числе прочего, во-первых, представление о том, что общественная наука должна не изучать принципы функционирования общества, а менять общество (далее - активизм).
Вторая важная нам мысль Маркса - теория конфликта (ТК), т.е. что общественные силы (разделенные в его понимании по экономическому признаку) находятся в постоянном конфликте с нулевой суммой за материальные ресурсы, власть и возможнoсти для самореализации.
Третья релевантная идея - предположение о том, что массы держатся в подчинении в том числе и при помощи культуры, созданной господствующим классом; то, что в целом впоследствии критики назвали культурный марксизм (КМ).

2. Франкфуртская школа, в попытках разобраться, почему же пролетарской революции на Западе не случилось, соединив идеи Маркса и Фрейда, решила, что причина - то, что они назвали структурным или системным угнетением (СУ). Пролетарские массы инернализировали угнетение потому что последнее присутствует во всех общественных институтах: семья, церковь, культура, мораль и нормы приличия. Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию (КТ). Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму. Где-то в параллельной вселенной, в итальянской тюрьме, коммунист Антонио Грамши пишет о том, что единственный способ осуществить значимые социальные изменения - медленно и планомерно оккупировать (путем устройства туда на работу) все общественные институты: университеты, школы, госслужбу, газеты, театры (далее - Долгий марш, ДМ).

Потом Европе на некоторое время стало не до общественных наук, а затем пришел второй большой компонент идеологии - постмодернизм. Продолжение в следующем посте.


Продолжим расставлять фигуры на доске.

Если у марксистов и последователей все еще присутствовал материализм, т.е. представление о том, что существует объективная реальность, совпадение представлений о которой с ее проявлениями есть истина, то постмодернизм покончил с этим пережитком XIX века.

3. Мишель Фуко успешно запустил в ноосферу идею о том, что реальность, даже если она и есть, неважна. Знания неполны, чувства неточны; то, что в обществе считается истиной формирует тот, у кого есть власть. Истина - социальный конструкт, продукт общественной системы. Наука, к примеру, процесс осуществления власти через претензии на знание истины.
Власть применяется через дискурс. Дискурс - то, что допустимо говорить о каком-либо событии или явлении. Все общество, сознательно или нет, принимает участие в создании и формировании дискурса. Так появился еще один ключевой тезис wokeism'а - о принципиальной недоступности истины.

4. Герберт Маркуз в работе 1965 г. "Одномерный человек" впервые сделал вывод, что культурное доминирование и консьюмеризм настолько расчеловечили обывателя, что социальный активизм возможен только альянсом из либеральной интеллигенции и этнических меньшинств. Имя самой известной его студентки Анджелы Девис знает каждый советский человек. Его студенты сыграли значительную роль в бунтах середины 70-х. Он же - автор "Репрессивной толерантности", где сформулирована очень актуальная сейчас идея, что настоящая толерантность состоит в агрессивном неприятии согласия (других людей) с любыми идеями, несоответствующими его представлениям об истинной свободе.

5. Вот мы и добрались до ключевого инструмента идеологии wokeism'а - деконструкции. Деконструкция придумана философом-постмодернистом Жаком Деррида для анализа текстов, понятий и значений. Формулирование понятий - осуществление власти; деконструкция - анализ высказывания, текста или понятия до тех пор, пока не прояснится, кем и в целях доминирования над кем оно сформулировано.

Дальше произошло соединение элементов марксизма, критической теории и постмодернизма, о чем я расскажу в следующей серии.



Продолжаем, все ключевые элементы на месте: активизм, ТК, КТ, постмодернизм. Представления об истине прошли путь от "объективная реальность" к "твоя/моя реальность", следующий шаг - "моя реальность как женщины, гея, черного или трансгендера".

6. Постмодернизм установил, что представления о реальности формируются с целью осуществеления доминирования одной общественной группы над другой и истина недоступна. Критическая теория в целом приняла понятия и инструментарий, но внесла одно уточнение: если все на свете есть осуществление доминирования и власти, то единственный объективный опыт, не поддающийся деконструкции - опыт подвергшегося насилию или угнетению. Таким образом, мы можем отличить объективное и реальное от деконструируемого или иллюзорного по тому, слушаем мы угнетателя или угнетенного.

7. Ключевой элемент уже современной нам идеологии социальной справедливости - интерсекциональность, сформулированная Кимберли Креншоу в 1991 в эпохальной работе "Исследуя границы", критикующей движение борьбы за гражданские права. Границы здесь - границы борьбы за гражданские права, где, по представлениям Креншоу (черной феминистки, это не констатация фактов о ней лично а культурно-философское течение), борьба чернокожих за расовое равноправие концентрируется на мужчинах, а борьба феминисток - на белых женщинах. Таким образом, она сама оказывается не только испытывающей два угнетения по цене одного (т.е. интерсекционально), расовое и по признаку пола, но и оказывается за теми самыми границами. Ключевым элементом личности, таким образом, становится осознание всех граней своего угнетения по уникальным для себя внешним признакам. Она же придумала писать расовый идентификатор Black с заглавной буквы; Black здесь не внешние признаки расы, а общий опыт угнетения по расовому признаку; единственное, что у людей (по представлениям этой группы интеллектуалов) вообще может быть общего.

8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism'а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
- общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
- весь дискурс создан и поддерживается последними с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
- единственная доступная человеку объективная истина - опыт угнетения; единственное, что может связывать людей - совместный опыт угнетения;
- общество, таким образом несправедливо и подлежит переустройству путем деконструкции поддерживающих угнетение институтов: семьи, государства, культуры, белых мужчин;
- белые в борьбе за переустройство общества могут быть только союзниками (allies), их роль состоит в выполнении команд маргинализированных меньшинств;
- если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не черный так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
- конечная цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.

А что же такое equity, diversity и inclusion я раскрою в следующей части.


Итак, продолжаю. В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать?

Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы). Это комплекс понятий, представлений о реальности, методов познания мира и общественных институтов, созданных белыми гетеросексуальными мужчинами для маргинализации и угнетения расовых меньшинств, LGBTQIA+ и женщин (порядок неслучаен), АКА современная технологическая либерально-демократическая западная цивилизация. В числе подлежащих деконструкции - такие институты угнетения как гетеросексуальная семья, наука вообще и точные науки в частности, технологии массового производства и евроатлантическая культура, в особенности элитарная.

Итак, о diversity, inclusion и equity, сокращенных критиками в акроним DIE.

Diversity - цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).

Inclusion - представление о недопустимости в стране или организации травматического опыта, напоминающего маргинализированным группам об угнетении. К мерам по достижению относятся триггер-предупреждения, цензура и деплатформинг, а также safe spaces - расово-сегрегированные пространства, где у представителей меньшинства есть возможность избежать травматического опыта созерцания белых угнетателей.

Equity - равенство результатов (в отличие от equality - равенства возможностей и равенства перед законом; это как раз институт угнетения). Состоит в предоставлении исторически угнетенным меньшинствам бОльших стартовых возможностей (позитивная дискриминация), а также исправления любого финального неравенства как продукта системного угнетения.

Если у вас остались вопросы, можете спросить комиссара члена Diversity and Inclusion Committee, которая несомненно присутствует в вашей организации.

От себя же рекомендую международный бестселлер How to Be an Antiracist by Ibram X. Kendi, написанный в строгом соответствии с изложенными в моих постах положениями, где автор четко и однозначно указывает место потенциальных белых союзников в борьбе за социальную справедливость.


[Что хочет построить эта деконструирующая эээ... whiteness ? Общество справедливости? Или как это выговаривается? Или там ценность разнообразия - чтобы было десять тысяч гендеров, таких прекрасных и разных?]

Первоисточники Движения весьма скупы на конкретику. Я нигде не встречал рассуждений о том, как прекрасен будет мир, в котором будет X и Y; только о том, как ужасен мир, в котором есть угнетение и неравенство. Возьмем, к примеру, еще одну знаковую для теории социальной справедливости работу, White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack (название на русский я переводить не возьмусь) Пегги Макинтош, главным образом за ее скромный размер. Работа полна социальной критики, но рецепт там примерно таков:
1. Разрушить систему угнетения всех остальных белыми мужчинами;
2. Может быть, перестроить что-то на более широкой базе, включающей кого-то еще, но это неточно?

Если вы спросите знающего идеолога, он вам ответит: построить общественную систему, где нет угнетения и неравенства; перераспределить власть, ресурсы и возможности от белых мужчин в пользу всех остальных угнетенных категорий. Категорически и ни в коем случае не коммунизм!

От себя же скажу: ожидать строительства чего бы то ни было от ядерной смеси неомарксизма, психоанализа и постмодернизма это примерно как ожидать, что ядерная бомба построит нам новый прекрасный город. Максимум освободит место от старого, если он так уж плох.

Добавлю ссылку для интересующихся: https://www.racialequitytools.org/resourcefiles/mcintosh.pdf

ideology

Previous post Next post
Up