Новости Замкадья: репортаж из второго по величине города Сибири

Jun 30, 2016 15:46

Оригинал взят у ilyavaliev в Новости Замкадья: репортаж из второго по величине города Сибири
А слабо вам, друзья, сходу назвать второй по величине город Сибири? Первый - Новосибирск, это понятно, а как насчет второго?




Как там у нас с географией - историей вообще и со знанием родной страны в частности?
Например, вы в курсе, где в царской России можно было купить жену?


Это Омск - город, который в 18 веке был центром укрепленных линий Западной Сибири. В те времена особо он не выделялся: мелкий городишко, входивший в состав Тобольской губернии, даже и не город сперва, а крепость. Город постепенно становился центром Западной Сибири: торговым, административным, культурным. Кстати, тут можно было купить все, от оружия и лошадей до … жены: здесь для обзаведения семьёй шла продажа "живого товара", " в разбое похищенных женок и детишек", что в Сибири дозволялось. Их приобретение даже считалось богоугодным делом.




В 1804 году по новому административному делению Омск стал уездным городом, а уже в 1822 году туда переводится резиденция генерал-губернатора Западной Сибири. Кроме казаков, военных и торговцев, сюда начинают ссылать «на поселение» (в частности, именно в Омске отбывали каторгу некоторые из декабристов).

Особенностью Омска и его отличием от других городов стало крайне медленное развитие: жизнь в нем будто остановилась. Ни административный статус, ни развитие пароходства по Иртышу - все это не изменило его внешнего облика. Изменения были связаны только с пожарами, один из которых - в 1819 году - уничтожил 80 домов, гостиный двор и 39 торговых лавок. Другой пожар, в 1823 году, уничтожил уже 194 жилых дома, после чего было начато активное каменное строительство.



Промышленность в Омске развивалась крайне медленно. Сначала фабрика по изготовлению сукна (работала на нужды казачества), несколько мыловаренных и кожевенных предприятий. Чуть позже в Омске построили вокзал (после запуска Сибирской железной дороги). В город начался приток капитала и, как следствие, долгожданное бурное развитие. К концу 19 века в Омске насчитывалось 3300 зданий, в том числе церкви, дом генерал-губернатора, здание Сибирского кадетского корпуса и т.д. По меткому замечанию современника, в Омске в начале XX века коммерческие предприятия росли как грибы после дождя, а "щёлканье счет" окончательно заглушило "дробь барабана".

Омск промышленный сегодня
Сегодня Омск, который так не любит отчего-то Варламов (может, потому что его не выбрали мэром омичи?) - это современный город, у которого много проблем, конечно (а у кого их нет?), но и немало и достижений.

Жену тут уже не купишь, но с точки зрения инвестиционной привлекательности - тут настоящий Клондайк.
Структура экономики ориентирована на обрабатывающую промышленность, основу которой составляют предприятия топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, пищевой промышленности.

В городе производится более 27% российского выпуска мотоблоков и мотокультиваторов со сменными орудиями, 30% - технического углерода, 14% - полистирола и сополимеров стирола, 15% - шин для легковых и грузовых автомобилей, 10% - бензина автомобильного, 8% - дизельного топлива, 8% - каучука синтетического. Отдельно выделяется Омский НПЗ, на котором мы были с экскурсией.

Почувствуй себя нефтяником




kobeleff nikitskij Я и shchukin_vlad




В Омской области «Газпром нефть» представлена рядом крупных дочерних обществ, среди которых особняком стоит Омский НПЗ, обеспечивающий около 80 % налоговых платежей компании в бюджет региона. По итогам 2015 года предприятия «Газпром нефти» перечислили в региональный бюджет 4,5 млрд. рублей (при этом 3950 млн рублей перечислил Омский НПЗ, переработавший в прошлом году 20,9 млн тонн нефтяного сырья - больше, чем любой другой НПЗ в России).













На Омском НПЗ в год производится 6,3 млн тонн дизельных топлив, 4,4 млн тонн бензинов (причем все соответствует самому высокому экологическому классу). Глубина переработки нефти на Омском НПЗ по итогам 2015 года составила 91,72 % (кстати, по этому показателю завод также является лидером в своей отрасли).







Так было не всегда (сам завод работает с 1955 года), а после стартовавшей в 2008 году масштабной модернизации. После окончания второго этапа модернизации (программа рассчитана до 2020 года) глубина переработки нефти увеличится до уровня лучших мировых показателей в 97 %.

Одновременно с этим снижается и негативное воздействие на окружающую среду. По итогам первого этапа модернизации удалось снизить показатель на 36%, по окончании второго этапа негативное влияние уменьшится еще на 28%.







На Омском НПЗ все автоматизировано и идет постоянный контроль за всеми процессами.










А что же с экологией?

Сегодня в Омске главным загрязнителем воздуха, как и в Москве, является автотранспорт. Несмотря на то, что Омский НПЗ уже перешел на производство «Евро-5», автомобилей слишком много, как и выбросов. Проблему въезда в центр города, пробок и вообще автотранспорта городу еще предстоит как-то решать.



В общем и целом, если тебя не прокатили с выборами, как Варламова, Омск наверняка покажется очень интересным городом: эдакий убойный микс провинциального шарма с современными технологиями и промышленностью.




Мне очень понравилось!

Previous post Next post
Up