Транзит "Оренбург-Чечня".

Sep 20, 2014 00:59

Новый текст на Орен1.ру: http://oren1.ru/tranzit-orenburg-chechnya/



Перепощиваю полный текст у себя с опозданием.
[Spoiler (click to open)]
Оренбург- Чечня. Не транзит. Конечная.

Орен1, по моим ощущениям, в значительной степени единственный опыт на сегодня оренбургского «гонзо». Так что простите за некоторые недостатки сегодняшнего текста, спровоцированные, в том числе, вполне военными темпами его подготовки и еще неутихшим гулом выборной канонады. Я все-таки не сторонний наблюдатель. Я здесь, в окопах, рядом с вами.

Вот Орен1 опять свалил на меня обязанность писать о выборах. Я это толкую как назначение «капитаном очевидность». С одной стороны - просто писать по принципу «что вижу - то пою», с другой стороны - сложнее не придумаешь. Что сказать полезного?

Что победил Берг?
А что в этом есть неожиданного?

Конечно, ничего. Почти ничего. Потому что на момент написания этого текста у Берга более 80% голосов.
Перед эфиром выборного телемарафона на «Планете» мы пообщались с главным на сегодня оренбургским социологом, весьма уважаемой мной Галиной Шешуковой, и я спросил ее - насколько для нее этот результат неожидан? Я-то имел в виду, что обнародованный Галиной Викторовной в начале августа опрос давал Бергу порядка 65%, а оказалось в итоге несколько больше. Она сказала, что результат был для нее вполне ожидаем. Оказалось, опросов было много (как я понимаю, они были еженедельными, но большинство из них, очевидно, не публиковалось), и все они показывали постоянный рост рейтинга Берга.

Как бы то ни было, в итоге мы имеем феномен под названием «чеченский» процент. До сих пор только в национальных республиках, особенно в тех, где сила автомата, клана и неучтенного чиновничьего доллара была важнее политического самоопределения, мы видели такие показатели. 80-90% в Чечне, Ингушетии, Дагестане, на Чукотке давно стали стали не столько предметом обсуждения комментаторов и политологов, сколько поводом для ухмылок: «мы все понимаем». Ну да, это же Чечня. Нечего там обсуждать. И так все ясно.

Поздравляю вас, оренбуржцы. Вы дошли до состояния Чечни. С той только разницей, что за примерное голосование вы не получите таких же сумасшедших трансфертов из федерального бюджета, а ваше недовольство этим фактом будет устранено рассказом об идеологии «бюджетного выравнивания», о котором на страницах этого ресурса разъяснял нам с вами недавно уважаемый мой товарищ и коллега Сергей Шермецинский (я ему, кстати, обязательно отвечу, просто Орен1 не моя работа, и сейчас меня больше волнуют другие темы, извините за задержку). А когда вы будете все равно недовольны, вам скажут: за эту политику проголосовало 80% населения области, вы что, против?

В самом факте единогласия нет ничего плохого, напротив, это - здорово, но в нашем с вами случае феномен 80%-ой триумфальной победы действующего губернатора опасен тем, что он сгенерирован манипулятивно.
А вы купились.

Я должен отдать должное команде «минченковских» политтехнологов и пиарщиков - это была самая сильная команда из всех, кто занимался выборами в Оренбуржье за последние 20 лет. С точки зрения эффективности, конечно. Они были как бульдозер, танк, тягач - они снесли все. Настолько круто, что после володинского окрика из Кремля (касающегося не только Оренбуржья), пришлось останавливать танки и в спешке пытаться восстановить скошенную растительность. (Причем тоже вполне эффективно).

Что касается самой предвыборной кампании, нужно отметить несколько новшеств, которых не было ранее.

Во-первых, впервые за последние 20 лет в Оренбуржье практически не осталось независимых от власти СМИ. Можно назвать 5-7 на весь регион - и то, условно независимых. Прижат к ногтю даже «Южный Урал», традиционный информационный «хулиган», умудрявшийся ругать власть за ее же деньги. Еще у бывшего губернатора Чернышева помимо редактора «Южика» (на цеховом журналистском арго) Владимира Никитина был неудобный Павел Рыков на ГТРК, который периодически устраивал показательные информационные бунты. А теперь, помимо «Орен-ТВ», с некоторой степенью условности, «непокорных» вроде бы и нет. Единственное, что пока неподконтрольно власти в такой степени - интернет, но и здесь созданы свои бастионы. Например, РИА56.ру, активно скупающее, по некоторым сведениям, трафик.

Во-вторых, в Оренбуржье активно использовались некоторые «инновации» методы в интернете, например - боты в соцсетях. Ранее подобный опыт частично был получен в период думских выборов 2011-го, когда нанятая молодежь в штабе «Единой России» коробками регистрировала сим-карты «вконтакте» и писала провластные коменты. Но на прошедших выборах все было гораздо системнее - боты были малочисленнее, но немного продуманнее, свою аудиторию они выбирали качественнее. Они работали уже и в Фейсбуке и даже Твиттере. Читатель, проверь свои контакты - возможно, у тебя в них сидит парочка таких клещей.

В-третьих, это были первые выборы за 20 лет, в которых законодательно все было выхолощено. Ни Елагин, ни Чернышев такой удивительной по своей силе законодательной базы для устранения реальной конкуренции не имели. Ограничения по выдвижению кандидатов только от партий. Запутанные партийные ограничения. Муниципальный фильтр. Административные рычаги. Отсутствие кандидата «против всех» и порога явки. Все было сделано для того, чтобы не допустить в выборный забег никого из реальных конкурентов. Думаю, тут больше и комментировать нечего - это уже общее место.

В-четвертых, после совершенно порнографической, бесстыдной истории с рекламными конструкциями в Оренбурге, когда ряд приближенных к муниципальным и областным функционерам бизнесменов «отжали» весь рынок наружной рекламы в областном центре, активнейшее использование этого вида политической агитации главным кандидатом и его спойлерами выглядит как потакание коррупционной схеме или даже осознанное участие в ней. Впрочем, я почти не сомневаюсь, что участие в той грязной истории, якобы, сына главы Заксоба Сергея Грачева было гарантией последующего использования политическими силами рекламных конструкций по самым низким ставкам - когда-нибудь, надеюсь, мы увидим документы.

Теперь о результатах. Меня с некоторых пор объявили «политологом» и «аналитиком». Между тем, я - ни тот, и ни другой. Я не стремлюсь быть Вангой в прогнозах. Я не претендую на роль всезнайки. Я пишу, что думаю, исходя из имеющейся на момент подготовки текста информации и контекста. Меня не задевают «подначки» доморощенных политических критиков. Я могу и имею право ошибаться. Да, я давал Юрию Бергу в своей первой предвыборной публикации чуть более 50%. Уверяю вас, при голосовании на тот момент так оно бы и было. Более того, мое глубокое убеждение, - при отсутствии качественной манипуляции на всех уровнях мы бы имели второй тур. Причем даже без Катасонова.

Во втором туре были бы Берг и Митин. Большинство интернет-опросов показывало, что Юрий Берг не набирает 50%. В том числе даже на подконтрольных правительству области ресурсах. В частности, на РИА56:



Это итоговый результат, полученный буквально в последние дни голосования, а в течение нескольких недель до того там же была такая картина:



И такая…


Вот еще один пример - итоги голосования из группы «Вконтакте», посвященной выборам оренбургского губернатора:



Послушайте, еще лет 5 назад можно было модно морщиться при разговорах о голосовании в интернете и умно рассуждать о разнице между оффлайновой и интернет-аудиторией. Уверен, эта разница есть и сейчас, но она с тех пор очень сократилась. Особенно если верить главному инноватору страны Дмитрию Медведеву, который уверен, будучи по определению более осведомленным, чем мы с вами, что интернет проник в самые далекие захолустные уголки.

В заключение скажу, что несмотря на многое из вышесказанного, выбор у нас с вами все-таки был. Губернаторские выборы - нечто среднее между муниципальными (когда ты голосуешь за конкретного человека) и президентскими (когда ты выбираешь все-таки политическую программу). Поэтому, будучи лишенными выбора личностного, политические платформы нам все-таки предоставили. Но они проиграли, причем все вместе. Они делили не 30-40% «неберговских» голосов, а всего около 20%, как оказалось.
Конечно, оппозиции нужно сделать самые жесткие выводы. Найти возможность заполнить образовавшийся вакуум, вырастить новые кадры. Думаю, сейчас самое время для возникновения совершенно новых, ярких, интересных политических проектов.

А вот насчет отсутствия манипуляций с самим процессом голосования, как я уже обещал, - проверим после публикации подробных данных облизбиркома по участкам. С распределением Гаусса и мамой математикой поспорить будет крайне сложно.

А пока давайте просто извлечем уроки и будем активнее.

Катасонов, oren1.ru, Берг, выборы, Оренбуржье, pr

Previous post Next post
Up