Губернатор или... губернаторка?

Apr 10, 2019 07:55

Ситуация в стране в целом и Оренбуржье в частности сильно напоминает 1999 год.

Действующему президенту Б. Ельцину в 1999 году было 68 лет. Остро стоял вопрос транзита власти. Главная политическая сила «Наш дом - Россия» теряла рейтинги. По стране проходили митинги социального протеста о невыплате заработной платы, шахтеры в Москве стучали касками по брусчатке. Сегодня так же актуален вопрос о транзите власти, В. Путину в 2020 году - 68 лет. Партия «Едина Россия» - теряет рейтинги. По стране проходят митинги социального протеста - против мусорной и пенсионной реформы.



В 1999 году в Оренбуржье тоже были выборы губернатора. Тогда на эту должность претендовали 4 основных кандидата: действующий губернатор - Владимир Елагин, действующий мэр Оренбурга - Геннадий Донковцев, гендиректор НОСТА (ОХМК) Павел Гуркалов и депутат ГД Алексей Чернышев.

Тогда была НОСТА (ОХМК), сегодня - ЮУМЗ, с той разницей, что конечные бенефициары ЮУМЗа скрыты в оффшоре. (Согласно списку аффилированных лиц от 31.03.2019 акции ЮУМЗа принадлежат: 25% - компании "ВЕРАВЕЛ ЛИМИТЕД" (Кипр), 75% - Обществу с ограниченной ответственностью «Русская машиностроительная корпорация» (уставной капитал 10 000 рублей).



В 1999 году действующий губернатор Владимир Елагин проявлял нерешительность и отпустил ситуацию на самотёк, что привело к конфликту «элит», и отставке первого заместителя - Александра Зеленцова, за несколько дней до дня голосования. И сегодня врио губернатора Денис Паслер ведёт себя, мягко говоря, осторожно, а региональные «элиты» находятся в замешательстве. Как я писал в предыдущем своём материале, региональным «элитам» нужна консолидирующая фигура.

В этом году в Оренбуржье должны пройти выборы губернатора и снова возможные кандидаты - действующий губернатор (врио) - Д.В. Паслер и действующий мэр города Оренбурга - Д.В. Кулагин (если последнего смогут сподвигнуть на это элиты, согласно «теории игр» стремящиеся пока только к тому, чтобы друг друга опрокинуть). Есть так же депутат госдумы Сергей Катасонов, которого в аналогиях с 1999-го я бы сопоставил не с А. Чернышевым, а, скорее, П. Гуркаловым - представителем региональной бизнес-элиты, обладающим как множеством ресурсов, так и ворохом «хвостатых» проблем. А вот позиция условного «Чернышева», будущего возможного победителя-2019, пока вакантна.

В 1999 году, в результате тонкой работы группы политтехнологов, сумевших столкнуть действующего губернатора В. Елагина с «Союзом промышленников» в лице гендиректора НОСТА Павла Гуркалова и выдвижению нескольких заведомо непроходных кандидатов, победу одержал А. Чернышев, которого считали «техническим кандидатом», и которому проправительственные социологи рисовали скромные проценты. Тогда В. Елагину не помогли политтехнологи с громкими именами, а местные, владеющие спецификой региона, были отодвинуты на второй план. Но, как оказалось, не всё решают деньги!



Избирательная кампания летом этого года может повториться, уж слишком много параллелей. Тем более, на этот раз у врио губернатора есть один большой минус - он «варяг». И помимо региональной элиты в самом общем смысле есть ее важная часть - та, которая была «завязана» на бывшего губернатора Берга и его команду. Эта часть сегодня тоже жизненно заинтересована в транзите своей власти. Тот факт, что с Денисом Паслером договориться им не удастся, очевиден. На вчерашнем аппаратном совещании некоторые министры уже жестко получили от врио «на орехи». Значит, уже нет сомнений, что команда бывшего губернатора («орские») будет снята с постов, отлучена от бюджетных потоков, лишена бизнес-преференций и даже может стать объектом преследований со стороны силовиков. Таким образом, «орским» тоже необходим свой кандидат в губернаторы - как возможность и надежда сохранения власти. Кулагин на эту роль не годится, для «орско-берговских» он не «родной», он не гарантирует им безопасность и сохранение влияния. Нужен свой в доску, повязанный круговой порукой, но более или менее «проходной». Особенно в ситуации, очень схожей с 1999-м, когда «битва тигров» оставляет место проскользнуть «темной лошадке».

Кто может стать такой «тёмной лошадкой» - ставленником берговского клана? Давайте пофантазируем!
Кто лучше всех владеет информацией о положении дел во внутренней политической жизни? Кто везде и всегда сопровождал Ю. Берга и хорошо знаком в области? Кого Ю. Берг, по некоторым признакам, готовил в преемники?



Это и.о. вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по внутренней политике - Вера Ириковна Баширова.



И если для Дмитрия Кулагина возможность выдвижения - это прежде всего внутренний выбор и вопрос мужества, то для Веры Башировой это вопрос политтехнологий и финансовых ресурсов, которые для спасения команды бывшего губернатора, конечно, найдутся. Нельзя забывать и о том, что если перед основным претендентом на губернаторский пост - Денисом Паслером - у Башировой есть преимущество «своей», оренбургской, то других кандидатом она на лопатки укладывает гендерным козырем - пересесть на мужское политическое лицо в наше время среди женщин полно желающих.

А в отставку, за несколько дней до голосования, по аналогии с 1999 годом - в отставку может уйти Сергей Балыкин. По иронии судьбы саму Веру Ириковну уволить с поста вице-губернатора с момента объявления ее о намерении баллотироваться будет крайне затруднительно и политически неправильно - это будет выглядеть как политическая расправа (над женщиной!) и создаст ей ауру мученицы, а Денису Паслеру - имидж слабого и трусливого политика.



P.S.: По слухам, после аппаратного совещания Вера Баширова подошла к Денису Паслеру с вопросом о начале предвыборной работы. На что во всеуслышание получила ответ в духе «Вам заняться больше нечем? Идите работать!».

Что ж, похоже, теперь Вере Ириковне точно есть чем заняться.

Катасонов, Гуркалов, скандал, Донковцев, губернатор, Берг, Оренбуржье, Баширова, Паслер, Оренбург, Чернышев, выборы, Кулагин

Previous post Next post
Up