Каждый психолог может работать с терапией АБА, но не каждый психолог может позволить себе роскошь ограничиться только этой методикой.
В мире существует понятие: «Новое - это хорошо забытое старое». Психология - очень интересная наука. В ней новое - это плохо забытое старое. В психологии постоянно изобретается велосипед.
Была теория декартизма, где философ Декарт утверждал, что генетики нет, что человек рождается абсолютно чистым, как белый лист бумаги, и что вы на нем нарисуете, тем он и будет.
Декартизм был разбит в пух и прах еще при жизни самого Декарта. Но потом великий генетик Лысенко произнес то же самое, и мы начали строить человека нового типа.
Новый тип не построился.
Была в психологии теория бихевиоризма, которая сводила всю психологию к изучению поведенческих реакций. Метод эдакой дрессуры. Бихевиоризм тоже был разбит наголову.
Аутизм, в любом случае, у ребенка - заболевание эндогенное. И сводить лечение к выработке простых навыков без развития психики в целом - это оставить ребенка на прежнем уровне. Приблизительно, это - как елка, которая растет в лесу. Она по весне дает новые веточки, покрывается шишками.
И новогодняя елка, которая пока еще жива, но шишки у нее уже стеклянные, и через две недели она не дает веточки, а сбрасывает все имеющиеся иголки, после чего ее сбрасывают с балкона.
Нам надо, чтобы ребенок давал шишки и побеги.
Когда ведешь диагностику первоклассников, только глупец может не заметить разницу между здоровым ребенком, и больным, но педагогически продвинутым. Разница - ярчайшая. И разница эта в том, что один из них способен к развитию, а второй - нет.
Так вот, надо добиваться именно способности к развитию. Иначе мы получим, по Ганнушкину, «салонное слабоумие». Мы можем получить вундеркинда, который будет решать сложнейшие задачи, снимать калоши (галоши) перед трамваем, и за которым мама будет ходить в ВУЗ, чтобы открыть ему щеколду в туалете. И не смейтесь, такие случаи есть. Это великие матери, но это несчастнейшие матери.
Меня всегда удивляет, как мы подробно изучаем, как устроен наш автомобиль, и что ему полезно. Хотя автомобиль - система примитивнейшая, ломающаяся только по дури водителя.
И как мы безоглядно, бездумно относимся к собственным детям, воистину следуя пословице: «Пока гром не грянет, дурак не перекрестится». Мы только к пяти годам начинаем выяснять, ребенок у с - левша, или нет, потому что он постоянно предложенную ложку перекладывает в левую руку. А узнав, что он - левша, тут же начинаем его переучивать, ломая его психику, и портя его почерк, просто потому, что "когда-то где-то кто-то сжигал левшей, считая их ведьмами".
Все творческие люди - немного ведьмы, потому что именно они не мыслят стереотипно.
Мы в три года начинаем лечить аутизм, а то и в пять лет. А ведь его так легко предотвратить.
Говорю, пишу, пытаюсь достучаться: не покупайте ребенку отвернутую от матери коляску. Не кормите ребенка, пристраивая бутылочку на подушку. Держите ребенка чаще на руках. Не изображайте перед ребенком железную леди. Не смейте говорить ребенку: «Сделай так, а то мама тебя любить не будет».
И множество, множество, множество других вещей.
Почему-то решили, что если ребенка посадить в рюкзак и привязать к собственному телу, то ребенку это идет на пользу. Мягкий, несформированный позвоночник, как мешок с песком, висит на материнском теле, подвешенный за промежность. Это, понимаете ли, предохраняет от тазобедренной дисплазии. Великий результат: позвоночник искривлен, стоя спать еще никто не пробовал, застойные явления в области малого таза, и все это - ради того, чтобы предотвратить гипотетическую дисплазию.
Методика АBА полностью создана на базе бихевиористического учения, по принципу «стимул-реакция». Проще говоря - не лечение, а дрессура. Учитывая интеллектуальные способности ребенка - аутиста, подобный поощренческий метод может вырастить великолепного манипулятора и спекулянта, который диссимулирует свой аутизм, но обрыдаются все.
Аутиста, прежде всего, надо лечить творчеством, чтобы он выражал себя. Аутисты в дальнейшем вырастают в эдаких мизантропов, которые считают, что их никто не понимает.
Вот он с детства должен общаться с равными по интеллекту, чтобы он знал, что его понимают, и, конечно же, любят.
И в целом, подход к психике с применением одного метода, практически невозможен. Психика - как дом; нельзя построить дом с помощью одного только молотка, иначе это будет кривой горбыль. Применяется и рубанок, и пила, и лобзик, и гвозди, и цемент, и молоток, и сверло. Нельзя сказать строителю: «Вот вам молоток, постройте мне дом». Так почему же можно психологу сказать: «Вот вам гештальт, вылечите меня».
Ваша задача - болеть, наша - лечить. А судить будем по результату.
Напоследок могу добавить, что любой мало-мальски грамотный психолог задумается, работать ли с таким методом, просто прочитав вот этот абзац. Это действительно только абзацем и можно назвать:
Несмотря на то, что в данный момент АВА имеет репутацию самой успешной из методик для детей с расстройствами аутистического спектра, многие исследователи утверждают, что она провоцирует «создание роботов». Доля правды в этом утверждении есть. Но доктор Ловэас и его команда объясняют такие результаты недостаточной компетентностью проводившего терапию специалиста
Что мне это напоминает? Карнеги? Или кто-то боится признаться, что выращивает дрессированных собачек? Ну, так признайтесь уже. Не скрывайтесь за словами "недостаточная компетентность проводившего терапию специалиста", ведь это только слова.
Подробнее об ABA-терапии.
http://mirod.ru/news/autismaba