Часто приходится писать рецензии именно на американские фильмы, потому что, несмотря на культурологическое состояние, под воздействием наших либеральных течений и пропаганды Голливуда, мы все-таки очень сильно замешаны на Америке.
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление, и пояснить, что такое слово «школа». Оно, это слово, как и многие другие слова, подразумевает под собой несколько толкований. Школой мы можем называть заведение, где обучаются дети, школой мы можем называть последователей какого-то ученого, или какой-то теории. Школой мы называем следование определенным канонам в искусстве. Школой мы можем назвать и определенную эпоху, которая выработала свои каноны. Школой мы называем и определенный стиль жизни, сформированный под влиянием какого-то философского течения.
Роберт де Ниро - это уже тоже определенная школа. Школа актеров его поколения, которые могут вызвать и сопереживание, и отвращение, потому что искусство имеет возможность достучаться до своего зрителя, не только преподавая каноны, которым хочется следовать, но и играя на контрасте, когда можно до гротеска довести пример того, как не надо делать, и тем самым развернуть мозги зрителя в нужное русло.
В двух последних фильмах, которые я посмотрела - «Стажер» и «Дедушка легкого поведения» - Роберт де Ниро не пытается сыграть юного старика, или стареющего юношу, или завладеть умами молодежи, подделываясь под нее. В обоих фильмах актер поднимает очень важный вопрос, который мы, часто повторяя, затаскали до обессмысливания.
Вопрос очень простой, который пытался решить и Тургенев в «Отцах и детях»: правильное взаимоотношение стариков и детей. Это то, о чем мы говорим: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Или: «Когда мы можем иметь детей, нам нечего им сказать. Когда нам есть что сказать детям, мы уже не можем их иметь». И отсюда мы понимаем, как нужна детям патологическая до обессмысливания любовь дедушек и бабушек. И в том, и в другом фильме, Роберт де Ниро показывает нам, что пенсионеры - это не отработанный материал, потому что там, где есть эмоция, нет отработанности. Там есть мудрость и понимание.
Поэтому столько возмущения у многих вызвал фильм «Отель Мериголд», и поэтому столько симпатии вызывает фильм «Стажер». Можно только еще раз подчеркнуть актерское мастерство Роберта де Ниро, который, после милого, семейного, доброго фильма «Стажер», снимается в фильме «Дедушка легкого поведения» (Грязный дедушка).
«Дедушка легкого поведения» поражает всю семью какими-то новыми открывшимися в нем гранями. Сын - импозантный адвокат. Внук - следующий всем правилам приличия. Изысканная (по каким-то меркам) будущая супруга внука - все это вызывает у деда в момент похорон любимой жены, патологическое отторжение. Режиссер штрихами набрасывает нам ту матрицу, по которой живут эти преуспевающие псевдо-джентльмены. И дед, теряя опору в лице умершей бабушки, которая боролась с раком более 10 лет, ту единственную опору, которая могла обсудить с ним все что можно, и, понимая, что он остался один на один с импозантными предметами, решает открыть саму суть себя самого, своей жизни, всего того, что он скрывал, всего, что он знал, умел, но обесценил до нуля… и находит интересный способ, как это сделать.
А дальше - шок.
Методы, которыми дед пытается достичь своих целей, переворачивают мозги всех в абсолютно противоположную сторону. Импозантная элита, пренебрежительно относящаяся к деду, почти ничтожеству, вдруг понимает, что этот настоящий человек поместил себя не в ту форму и пытался заполнить себя не тем содержанием, и терпел пренебрежение, лишь бы его любимое окружение чувствовало себя психологически комфортно. В какой-то момент он понял, что перестарался, и теперь нужна шоковая терапия, чтобы их мозги заработали в нужную сторону, и они снова проснулись и стали людьми. Но, конечно же, это огромный, и может быть даже не совсем дружеский шарж американца Роберта де Ниро на весь американский стиль жизни, который сейчас наблюдается и у нас.
Сам по себе, фильм вызывает отвращение, пока до тебя не дойдет, что это гипербола, примененная в кинематографе. И такими гиперболическими крупными, иногда даже грубыми штрихами, де Ниро заставляет нас задуматься о катастрофе современности.