Мой комментарий агентству Newsroom.
Ссылка:
http://newsroom.su/?p=52694 21 октября пятнадцатилетняя школьница из города Дзержинск свела счеты с жизнью, спрыгнув с крыши собственного дома. Несколько лет назад в этом же городе произошла аналогичная трагедия. 19 октября парень покончил собой в Якутии из-за обвинения в краже 500 рублей. Таких случаев десятки, по всей РФ ежедневно происходит суицид среди подростков, причем в большинстве случаев причина не ясна ни родителям, ни друзьям.
Редакция Newsroom.su обратилась к кандидату психологических наук Елене Алекперовой с вопросами:
- Чем спровоцирован всплеск самоубийств среди молодежи?
- Влияет ли время года на «принятие таких решений»?
- Почему дети, не ощутившие всех прелестей жизни, решают покончить собой?
«Осенью среди молодежи наблюдается очень мощный всплеск самоубийств. Впрочем, суицид, как явление общества, коммутируется также с возникновением таких субкультур, как эмо, готы, хипстеры, рокеры, и им подобные. Нам очень хорошо знакомо заклинание о том, что ребенок не должен расти на улице. В современном обществе оно понимается не всегда правильно. Ребенок не просто не должен не расти на улице, и ребенок не просто должен быть чем-то занят, нет. Ребенок должен быть занят полезным трудом при эмоциональной поддержке взрослых. Не помогать ему поддерживать топорик, когда он рубит, а хвалить и объяснять значимость этого действия.
Нынешние родители создают у ребенка иллюзию, что они не любят его, а просто откупаются от него. Все чаще и чаще родители кричат на ребенка, даже матом, при посторонних. Все чаще и чаще, гуляя по улицам с ребенком и встретив подругу, матери останавливаются для того, чтобы выяснить тенденции моды и повышения цен, напрочь забыв о ребенке. Очень интересно звучит фраза молодых матерей, когда они говорят своему трехлетнему ребенку: «Пойди займись делом». Мне это очень напоминает фразу Штирлица, обращенную к проститутке: «Пойди напиши пару формул».
Однажды я слышала вопиющую фразу: «Вон жучок, пойди подави его, пока я с тётей разговариваю». Мать даже не понимает, что одна лишь эта фраза может в дальнейшем научить ее сына идти по головам людей, а то и вовсе пойти на убийство.
Для того чтобы ребенок занимался делом, надо определить, какое это дело, значимо ли это дело. Нельзя сказать ребенку: «Пойди поразгребай авгиевы конюшни», и ткнуть ему в руки планшет, даже очень дорогой.
Сначала - планшет. Потом - «Феррари». Потом - смертоубийство.
А дела у ребенка так и нет. Его утешили «Феррари», его поднатаскали к ЕГЭ, его подготовили к МГИМО.
А где сам ребенок? Где принятие решения? Дети в современном обществе становятся буридановыми ослицами. Ослицам это простительно, а зрелой личности при таком подходе мы не получим никогда.
Когда ребенок лезет на шкаф, нельзя стоять внизу и говорить ему: «Слезай, я за тебя боюсь». Надо встать рядом и сказать: «Ты можешь промахнуться, ты можешь удариться, но я стою рядом и тебя страхую». К сожалению, в современном обществе мало кто из родителей дает ребенку возможность развиваться. А потом начинается: «Я тебе дал все, а ты меня из квартиры выбросил».
Ребенок должен чувствовать и себя, и поддержку, и свою роль в клане, а получается наоборот. То мама ссорится с бабушкой, то отец бьет маму, то бабушки пытаются отобрать ребенка у матери, чтобы начать воспитывать его самой. А отнимая, такие бабушки говорят: «Мать тебя не хотела, мать у тебя плохая, ей нужны только мужики». И рассказывает в столь нежном возрасте, что к двенадцати годам ребенок начинает свято в это верить. В его голове разрушается вся генеалогическая цепочка, он ощущает себя выброшенным мусором. Такие детишки выходят на улицу, кучкуются с себе подобными, или не кучкуются. И тогда случается или одиночный, или групповой суицид» - считает эксперт.
«Психику ребенка надо укреплять, а не разрушать. Сколько историй о брошенных детях, о детях родителей, лишенных прав. Детей, у которых нарушены эмоциональные связи, без которых ребенок не имеет возможности жить. Дети, у которых идет постоянная смена нянь. По примеру Арины Родионовны, няни Пушкина, мы видим, как нужна ребенку эмоциональная связь. Это имя уже 200 лет звучит в литературе, а должно звучать в канонах педагогики.
Современное общество, не знакомое с этими канонами, разрушает психику детей. В России открываются школы для молодых мам, в которых рассказывают, как правильно кормить ребенка, как пеленать, какую выбирать коляску. Но нет ни одной школы, в которых читали бы лекции по таким предметам, как «Особенности физиологии высшей нервной деятельности ребёнка», «Формирование мышления и речи ребёнка», «Эмоциональная сфера, ее значение в психике человека», «Системный подход к физическому и интеллектуальному развитию ребенка». А эти предметы очень нужны современным родителям.
Если к семи годам практически все дети страдают гастритом (а гастрит - это психосоматическое заболевание), то неудивительно, что к двенадцати годам многие дети страдают более тяжелыми расстройствами. Как минимум, психопатиями. Поэтому откликаются и на полнолуние, и на сезонные депрессии.
Многие современные матери, растя ребенка, не замечают черепно-мозговых травм, которые могут произойти в детском саду, либо на улице, если ребенок оставлен без присмотра, либо с нерадивой няней. Матери говорят: «Ничего страшного, это просто ушиб». А к периоду пубертата мы получаем мозговую гипертензию у ребенка, и мать даже не помнит, где он ее получил. У многих матерей дети постоянно падают с пеленального столика на пол, и матери считают, что это в порядке вещей. Подумаешь, отвлекалась на телефон.
Современные матери считают, что у них отдельно должен расти ребенок, на фоне их отдельной личной жизни, а глянцевые журналы активно помогают им в этом, при помощи таких статей, как: «Найди время на себя», «Как устроить личную жизнь, если в твоем доме ребенок». Они вынашивают беременность, потом они вынашивают свою послеродовую депрессию, потом они занимают детей айподами, объясняя, что после беременности и депрессии у них наступает «выгорание». «Выгорание» - это отдельный термин, не имеющий никакого отношения к медицинской психологии» - уверена Елена Алекперова.
«Именно поэтому к 12 годам происходит ломка личности ребенка, и к 16-18 годам такой ребенок имеет все шансы стать суицидником. Такие дети еще не понимают сути самого явления «смерть». У многих лейтмотивом звучит: «Вот я умру, вы тогда узнаете». Поскольку такой ребенок не готов к взрослой жизни, он не понимает, как можно жить без взрослых, и в то же время не знает, как заставить взрослых думать о себе. И тогда единственным доводом своей значимости, своей состоятельности и своего присутствия, становится парадоксальный довод смерти.
Если ребенок уверен, что нет для взрослых большей ценности, чем его жизнь, что он нанесет им огромную травму, уйдя из этого мира, он никогда не пойдет на суицид. Если только этот ребенок психически здоров.
Также огромнейшее влияние на неокрепшую психику ребенка оказывает так называемая «чернуха», обильно демонстрируемая нашим телевидением. Для ребенка и для подростка очень важно присутствие жизни, положительных эмоций, добра. Что может статься с ребенком, когда телеканал показывает ему пляшущего по зеленой травке зайчика, к которому внезапно подскакивает белочка и отрубает ему топором голову? И такие мультфильмы демонстрируются на российских телеканалах в дневное время. Для подростка важна любовь. Как может воспринимать это чувство подросток, когда голливудские фильмы показывают ему любовь вампиров, на фоне крови, трупов, разорванных людей, отрубленных голов.
Для подростка важно познавать мир, искать новые ощущения, увлекаться. Как может воспринимать новые открытия подросток, когда в сериале «Кости» ему подробно рассказывают, каким образом надо расчленить труп так, чтобы аккуратно сложить его в мешки?
Вся субкультура «эмо» живет мыслями о суициде, слушает депрессивную музыку, либо музыку в стиле «транс», которая оказывает мощнейшее влияние на мозг человека. Подростки слушают песни под названием «Ничего нет прекраснее смерти», «Вот когда я умру, ты обо всем пожалеешь», «Я стою и курю, я упасть вниз хочу». Все это - телевидение, музыка, литература - оказывают огромнейшее влияние на подростка. И конечно, такой подросток в итоге выберет смерть. Смерть, потому что это красиво. Смерть, потому что это единственный выход. Смерть, потому что до родителей не достучишься. И смерть, потому что это поучительно», -считает психолог.
«В психиатрии известно, что весной и осенью происходит всплеск психических заболеваний. Это известный феномен, чем он вызван, досконально никто не исследовал, хотя на эту тему написано много трактатов. Есть несколько предположений, как и предположения возникновения тех факторов, которые влияют на первичную манифестацию самого психического заболевания. Осенние и весенние всплески психических заболеваний связаны с метеозависимостью, с гормональными всплесками, и с депрессией, на биохимическом и гормональном уровнях. Также это связано с солнечной активностью. Замечает это человек, или нет, но солнце играет в нашей жизни огромную роль, и фотосинтез наблюдается в огромной степени в человеческом организме. Конечно, человек не вырабатывает хлорофилл, но фотосинтез идет в зрительном анализаторе, в кожных покровах, в гормональной сфере. Солнце влияет на развитие онкологических, нервных заболеваний, и человек, не отдавая себе отчета, очень привязан к этим процессам»,- объяснила Елена Алекперова."