Промышленная революция 19-го века породила целый ряд великих инженеров -изобретателей. Изобретатель динамита Альфред нобель был типичным представителем инженерных династий 19-го и начала 20-го века. Эти люди как правило кроме исследовательского обладали еще и недюжинным организационным талантом. Они сумели не только сделать ряд значительных для своего времени открытий , но и сумели создать свои бизнес- империи. К таковым можно отнести и английскую династию Брюнелей, и американца Отиса, француза Пастера, Томаса Эдисона, и многих других.
Альфред Нобель был третьим сыном Эммануэля Нобеля (1801-1872). В раннем детстве переехал с семьей в Санкт-Петербург, где Эммануэль начал работу по разработке морских мин. В 1859 г. этим стал заниматься второй сын Эммануэля, Людвиг Эммануэль Нобель (1831-1888). Альфред, вынужденный вернуться в Швецию с отцом после банкротства семейного дела, посвятил себя изучению взрывчатых веществ, особенно безопасному производству и использованию нитроглицерина (открытого в 1847 г. Асканио Собреро).
В 1836 году Пелуз установил состав глицерина, который мыловары получали в больших количествах как отход производства. В свою очередь, итальянец Асканио Собреро (Ascanio Sobrero, 1812-1888) - ученик Пелуза - обработал глицерин азотной кислотой. Получилась маслянистая жидкость - нитроглицерин. Он оказался взрывчатым веществом огромной силы. Легенда гласит, что Собреро ужаснулся мощи нитроглицерина и скрыл его «способности», чтобы спасти человечество от нового страшного оружия.
На самом деле Собреро был племянником директора туринского арсенала. Его специально командировали в Париж - узнать про новые взрывчатые вещества. Он никогда не скрывал собственных опытов и в 1847 году даже опубликовал их результаты. Сам Собреро взрывчатку из нового вещества не делал. Он нашел нитроглицерину более гуманное применение, открыв его свойство расширять артерии. Альфред Нобель, сделавший состояние именно на взрывчатой силе открытого Собреро вещества, снимал им приступы стенокардии. «Разве не ирония судьбы, - писал Нобель, - что мне прописали принимать нитроглицерин! Они называют его тринитрином, чтобы не отпугнуть фармацевтов и пациентов».
Ударная морская мина конструкции Эммануэля Нобеля времен Крымской войны. Небольшого размера мины (с ведро) было вполне достаточно, чтобы проломить борт деревянного корабля. Именно такие мины преградили англо-французской эскадре путь к Ораниенбауму и Кронштадту. Иллюстрация из собрания Statens arkiv (Швеция)
Перед началом Крымской войны (1853-1856) Альфред вернулся в Санкт-Петербург и продолжил работу на отцовском предприятии. Нобели как раз получили заказ на мины для защиты Кронштадта. В 1854 году английская эскадра уже готовилась начать бомбардировку крепости, но после того, как один из кораблей подорвался на ударной мине, выпущенной на заводе Нобелей, оставила свои намерения и подойти к Кронштадту не решилась.
После войны завод Нобеля и сыновей остался без заказов. Нобель-старший обанкротился и уехал в Швецию. Своим сыновьям он оставил по 2 тыс. рублей на развитие дела. Роберт и Людвиг с этими деньгами сумели основать российскую нефтяную промышленность.
Альфреда же интересовали взрывчатые вещества, тем более что они были очень востребованы: кругом строили железные дороги и шахты, а для прохождения тоннелей и выемок нужна была взрывчатка. Вот тут-то и понадобился нитроглицерин, обладающий ударной силой, в 20 раз превышающей мощность пороха.
Однако в России частным лицам запрещалось проводить опыты со взрывчаткой и, тем более, патентовать её. Тогда Альфред и его младший брат Эмиль (Emile Nobel, 1843-1864), родившийся в Петербурге, решили работать у отца в Швеции. 14 октября 1863 года Нобель подал патентную заявку на пороховой заряд, усиленный нитроглицерином. С этой заявкой он отправился в Париж и взял в банке братьев Перейр ссуду в 100 тыс. франков.
Нобели сняли полуразрушенный дом, в котором устроили свою лабораторию и фабрику. Вскоре Альфред показал шведским офицерам взрыв чугунной бомбы, наполненной смесью пороха и нитроглицерина в равных пропорциях. Зрители были так поражены, что доложили начальству об опасности нового вещества, которое, по их мнению, лучше было бы запретить. Нитроглицерин принес беду и самим Нобелям. 3 сентября 1864 года в лаборатории взорвалось 100 кг нитроглицерина. Погиб Эмиль Нобель и три сотрудника. С этих пор Альфред стал работать только с одним ассистентом.
Начиная с 1859 года, Альфредом Нобелем, его отцом и младшим братом ставились эксперименты над взрывчатым жидким нитроглицерином. Для его производства было построено несколько заводов в Европе и Америке. Альфред ясно увидел преимущества нитроглицерина над порохом, что в дальнейшем позволило бы более широко использовать его в технике. Работа была очень опасной, однажды в результате взрыва погиб его брат. Случился пожар на немецком заводе, произошло несколько взрывов в Нью-Йорке и Австралии.
Частые трагедии привели к появлению закона, запрещающего проводить эксперименты с взрывчатыми веществами в черте города Стокгольма. Это не остановило Альфреда: лаборатория переехала на баржу, которая находилась на озере Маларен. Изобретатель понял, что нужно решать задачу по уменьшению взрывоопасности нитроглицерина. В 1866 году он успешно смешал нитроглицерин с пористым кремнезёмом. Первоначально Нобель использовал минеральную породу, природный абсорбирующий материал под названием кизельгур, или инфузорную землю. В результате пропитки кизельгура тринитратом глицерина Нобель получил пастообразную субстанцию (впоследствии - т.н. кизельгур-динамит). Стало возможным придать взрывчатке необходимую форму, транспортировка стала более безопасной. В 1867 году новый материал запатентован под названием «динамит». Для подрыва заряда появилась необходимость в использовании детонаторов, которые также изобрёл и запатентовал Нобель.
В открытый конец гильзы вставлялся бикфордов шнур. Пламя горящего шнура вызывало взрыв капсюля, который инициировал взрыв нитроглицерина. В наше время нитроглицерин уже не применяют, да и динамит большая редкость, но капсюли-детонаторы используются все так же широко.
В 1865 году шведский Государственный комитет по железнодорожному транспорту признал нитроглицерин пригодным для взрывных работ. Нобелю удалось найти инвесторов, и на заводе в Винтервикене (Vinterviken) впервые в мире началось производство взрывчатки мощнее пороха. На открытие пригласили кронпринца - будущего короля Оскара II (Oscar II, 1829-1907), которому предстоит вручать Нобелевские премии. На глазах у наследника престола небольшой заряд, заложенный в четырёхметровую скважину, смёл целый холм.
Динамит изобретённный Альфредом Нобелем в 1866 году, 25 ноября 1867 года был запатентован (американский патент № 78,317). Динамит сильно изменил методы, применяемые в горнодобывающей промышленности.
Правда, на этом проблемы не закончились. Например, во Франции Нобель не мог открыть свое предприятие, так как производство взрывчатых веществ было монополией государства. Даже несмотря на то, что старые знакомые Нобеля - братья Перейр - представили Альфреда ко двору, его личная беседа с императором Наполеоном III (Napoléon III Bonaparte, 1808-1873) ничего не дала. Как и российский император, Наполеон боялся покушения.
В июле 1870 началась франко-прусская война, и оказалось, что динамит имел и военное значение. Немцы вовсю подрывали им мосты и крепости. Наполеон попал в окружение, сдался и отрекся от престола. Во Франции установилась республика. Новое правительство тут же попросило организовать производство динамита в тылу, на границе с Испанией.
Однако после капитуляции и Парижской коммуны (1871) динамит опять запретили. Покупать у Нобеля лицензию французское правительство не желало, как и отступаться от монополии на производство взрывчатки.
В 1876 году Нобель поселился в Париже. Он тогда сильно увлёкся женщиной по имени Берта Кински (Berta Kinsky, 1843-1914). Увы, без взаимности. Она любила другого (не математика, а литератора!) и вскоре вышла за него замуж. Но Берта (теперь уже фон Зутнер) и Альфред остались друзьями на всю жизнь. Она была одним из организаторов движения пацифистов. Альфред помогал ей и даже выступал на конгрессах сторонников разоружения. Однако при всей симпатии он говорил им: «Пороховые заводы сделают больше, чем все ваши конгрессы».
Чтобы сделать сверхпорох, способный ужаснуть правительства, Нобель попробовал растворять в нитроглицерине пироксилин - главный компонент бездымного пороха. Изобретатель купил около городка Севран (Sevran) участок земли и организовал там лабораторию, где работал в течение семи лет. В 1888 году им был пущен завод в Онфлёре (Honfleur), выпускавший порох, который он назвал «баллистит». До сих пор баллиститы, которыми стреляют современные пушки, - потомки нобелевского детища.
Пустив завод, Нобель предложил французскому правительству испытать баллистит и купить свое производство. Но получил немотивированный отказ. Потом оказалось, что французские химики уже создали бездымный порох. Это тоже была смесь пироксилина и нитроглицерина, но с другими свойствами, и иной технологией производства. Любопытно, что завод, где её делали, тоже был в Севране, чуть ли не напротив лаборатории Нобеля. Но Альфред всё равно собирался вооружить баллиститом всех. Первым заинтересовалось правительство Италии.
Однако французское правительство совершенно не разделяло идеи Нобеля о поголовном вооружении и силовом паритете. Поэтому военный министр обвинил Альфреда в государственной измене в пользу Италии. Не видев пороха Нобеля, министр решил, что изобретатель построил себе лабораторию напротив государственного порохового завода исключительно в целях шпионажа. Министру было неважно различие состава и технологий: полиция закрыла и лабораторию, и завод в Онфлёре. Под страхом тюремного заключения Альфреду запрещалось работать во Франции.
После бегства из Парижа в 1892 году Нобель летом жил в шведском Бофорсе (Bofors), а зимой в итальянском Cан-Ремо (San Remo). Ассистент, с которым он много лет работал во Франции, отказался уехать из Парижа. На его место Нобелю рекомендовали молодого шведского химика по имени Рагнар Сульман (Ragnar Sohlman, 1870-1948). Они подружились, хотя так и не успели перейти на «ты». Однако именно Сульман был назначен Нобелем своим душеприказчиком.
Помиммо динамита Нобелю принадлежат 350 патентов, причем далеко не все они связаны с взрывчатыми веществами. Среди них патенты на водомер, барометр, холодильный аппарат, газовую горелку, усовершенствованный способ получения серной кислоты, конструкцию боевой ракеты и многое другое.
Нобель состоял членом Шведской академии наук, Лондонского королевского общества, Парижского общества гражданских инженеров. Упсальский университет присвоил ему звание почетного доктора философии. Среди наград изобретателя - шведский орден Полярной звезды, французский - Почетного легиона, бразильский орден Розы и венесуэльский - Боливара. Но все почести оставляли его равнодушным.
Подлинник завещания.
Одна мысль не давала Альфреду покоя: кому достанется его гигантское состояние? Братья не бедствовали - объемы добыч бакинской нефти, принадлежавшей семье Нобель, в ту пору превышали объемы нефти, добываемой в США, и составляли больше половины всей мировой добычи. Дальних родственников Альфред не любил и не без основания считал бездельниками, ждущими его смерти. Поломав не один день и не одну ночь свою умную голову, Нобель решил создать специальный фонд. Тут сыграло роль, думается, и одно недоразумение. Однажды, а именно 13 апреля 1888 года, в утренней газете Альфред обнаружил некролог, в котором говорилось, что он… умер. Об умершем говорилось примерно в том духе, что он - «динамитный король» и «торговец смертью», а о доходах: «состояние, нажитое кровью" . 27 ноября 1895 в Шведско-норвежском клубе в Париже Нобель подписал свое завещание, согласно которому большая часть его состояния должна была пойти на учреждение премии, присуждаемой вне зависимости от национальности.
Первое вручение Нобелевских премий. 1901 год.
Альфред Нобель скончался 10 декабря 1896 в Сан-Ремо, Италия. Похоронен на кладбище Норра в Стокгольме.
Фонд Нобелевской премии на тот момент составила сумма в 31 миллион крон.
Состав наиболее распостранённых динамитов:
1: Стандартный 62%: Нитроглицерин или его смесь с нитрогликолем 62%, Нитроцеллюлоза 3%, Нитрат калия или натрия 27%, древесная мука 8%. (Теплота взрыва 5.3 МДж/кг, t всп. 205°С. Фугасность 380 мл. Скорость детонации 6000 м/с при 1.4 г/см3)
2: Нитроглицерин или его смесь с нитрогликолем 15%, Нитроцеллюлоза 1%, Нитрат аммония 73.5%, тротил 9%, полиметилметакрилат -0.5%, Древесная мука 2%. Фугасность 340 мл. Скорость детонации 5100 м/с при 1.32 г/см3
3: Нитроглицерин или его смесь с нитрогликолем 60%, Нитроцеллюлоза 3%, Нитрат аммония 31%, древесная мука 6%. Фугасность 410 мл. Скорость детонации 6400 м/с
4: Нитроглицерин или его смесь с нитрогликолем 60%, Нитроцеллюлоза 4%, Нитрат калия или натрия 28%, Древесный уголь 8%.
5: Нитроглицерин или его смесь с нитрогликолем 10%, Нитроцеллюлоза 1%, Нитрат аммония 58%, Древесный уголь 8%, Оксалат аммония 5%, хлорид натрия 18%.
При изготовлении динамитов сначала готовят т.н. "гремучий студень", представляющий собой бесцветную прозрачную, мягкую массу, которая сильно детонирует при ударе; по мощности превосходит нитроглицерин. t вспышки гремучего студня 205°С. плотн. 1.55-1.58 г/см3. Теплота взрыва 6.47 МДж/кг. Фугасность 600мл. Скорость детонации 7800 м/с. Бризантность по Касту - 8 мм. Его получают осторожно нагревая нитроглицерин до 60 - 70°С, добавляют коллоксилин (7-8%), тщательно и аккуратно перемешивают. Затем засыпают наполнитель, через некоторое время смесь охлаждают. Динамиты, содержащие в качестве наполнителя смесь нитрата аммония и древесного угля в большинстве стран запрещены из-за нестабильности свойств и высокой чувствительности.
Широкое применение динамит получил вплоть до середины XX века. В настоящее время динамиты вытеснены аммиачноселитренными ВВ из-за опасности в обращении и высокой стоимости производства. В СССР не применяются с 60-х годов.