Недалек тот день, а вернее ночь, когда взрывы и канонада будут греметь повсеместно. Мирные взрывы и мирная канонада. Это я про новогоднюю ночь, про пиротехнику - разного рода салюты и фейерверки. А пока еще длится уходящий год, давайте продолжим вспоминать крупнейшие взрывы недавно закончившегося столетия. Итак сегодня два самых известных взрывов ПМВ.
I. Месинская битва
В годы Первой мировой на Западном фронте противоборствующие стороны уткнулись в так называемый «позиционный тупик» - от Северной Франции до границ нейтральной Швейцарии протянулись линии траншей. При этом скромным словом «траншея» эти произведения саперного искусства назвать сложно. Это были настоящие подземные города, построенные из земли и дерева. Такие укрепрайоны строились в несколько линий. Вражеская артиллерия ураганным огнем, не прекращающимся по несколько суток подряд, уничтожала первую линию траншей. Пехота поднималась в атаку и натыкалась на пулеметы, еще не уничтоженной второй линии, за которой находилась и третья. Снаряды расходовались миллионами, и все равно прорыв фронта на глубину километр-другой оплачивался десятками тысяч человеческих жизней. Сражения той войны не зря получили название «мясорубок».
Самым очевидным выходом из «позиционного тупика» было применение танков. Но первые танки были машинами крайне несовершенными и в большинстве случаев ломались без всякой помощи со стороны противника.
И в июне 1917 года англичане применили не самый стандартный способ преодолеть злосчастный позиционный тупик. Англичане проводили операцию, целью которой было срезать пятнадцатикилометровый выступ, вдавливавшийся в их линию обороны. Для этого требовалось захватить возвышенности у городка Месины. Задача казалась невыполнимой - местность перед этими возвышенностями была болотистой и труднопроходимой даже без вражеского огня. Но к прорыву на этом участке фронта британцы стали готовиться … за пятнадцать месяцев до проведения операции.
Они тщательно изучили структуру почвы и приступили к строительству двадцати гигантских тоннелей - минных галерей. Их общая протяженность составила почти 8 километров. Тоннели пролегали на глубине от 25 до 36 метров, а с учетом того, что немецкие позиции располагались на высотах, в отдельных местах глубина достигала 50 метров! Разумеется, совсем скрытно провести столь масштабные земляные работы невозможно и немцы заподозрили неладное. Но они недооценили трудолюбие и упорство британцев и предположили, что тоннели пролегают на глубине всего 18 метров. Им действительно удалось найти и уничтожить два таких неглубоких тоннеля. На этом они и успокоились. Остальные минные галереи так и остались незамеченными.
28 мая 1917 года началась массированная артподготовка. А 17 июня рванули 600 тонн (!) взрывчатки, заложенные в минные галереи. Те из немцев, кто не взлетел на воздух вместе с траншеями, сочли за лучшее сдаться в плен - дожидаться окончания войны в лагерях военнопленных остались 7 200 германских солдат и 145 офицеров.
Успех был полный, но по каким-то непонятным причинам такой способ прорыва фронта широкого распространения не получил.
Трейлер фильма "Ниже холма 60", посвященного знаменитому взрыву.
Кратер одного из зарядов сегодня. II. "Монблан"
25 ноября 1917 года в нью-йоркском порту встал под погрузку французский пароход «Монблан». За океаном шла война, и груз был соответствующий - тротил, пикриновая кислота, пороховой хлопок, бензол.
Водоизмещение «Монблана» было скромным - всего 3121 тонна, но корабль набили опасным грузом под завязку - 200 тонн тротила, 2 тысячи 300 тонн пикриновой кислоты, плюс 10 тонн порохового хлопка и 35 тонн бензола. Конвои, идущие в Европу, формировались в канадском порту Галифакс, и вечером 5 декабря Монблан встал на внешнем рейде этого порта, дожидаться своей очереди.
6 декабря в 7 часов утра по местному времени «Монблан» стал заходить в порт. Но на беду жителей Галифакса в тот же день и в тот же час из порта выходил норвежский пароход «Имо». Капитан «Монблана» Айма Ле Медок попытался избежать столкновения, но не справился с этой задачей - «Имо» протаранил борт «Монблана», после чего дал задний ход, высвободил застрявший нос из пробоины и поплыл дальше. Искры от столкновения воспламенили бочки с бензолом.
Капитан немедленно отдал команду покинуть судно. Но можно было обойтись и без команды - все члены экипажа прекрасно знали, что их корабль сейчас превратился в огромную пороховую бочку, у которой только что подожгли фитиль. Все сорок членов команды благополучно добрались до берега и залегли, а корабль продолжил дрейф пока не уткнулся носом в деревянный пирс.
Пожар на борту разгорался все сильнее, в небо поднимался огромный столб дыма и посмотреть на такое редкое зрелище как горящий пароход. Несчастные зрители не подозревали, что им предстоит увидеть зрелище, рядом с которым меркнут любые салюты или праздничные фейерверки. И для многих это зрелище будет последним, что они увидят.
В 9 часов 6 минут утра 6 декабря 1917 года город Галифакс перестал существовать. О чудовищной силе взрыва говорит такой факт - кусок шпангоута злосчастного судна, весивший сто килограмм, нашли в 12 километрах от порта.
Около двух тысяч человек пропали без вести. Тела 1963 человек удалось обнаружить. Тем, кто погиб мгновенно - повезло, ведь многих ждала смерть в огне, другие замерзли под завалами. Из 500 учеников в трех городских школах уцелело всего 11. 1 600 зданий просто сдуло, еще 12 тысяч получили сильные повреждения. Ущерб составил астрономическую для того времени сумму в 35 миллионов канадских долларов.
Уцелело здание городского суда. И в нем 13 декабря начался процесс над капитаном Ле Медэком и местным лоцманом Маккеем. Капитан «Имо» тоже оказался бы на скамье подсудимых, но далеко от места взрыва он отплыть не успел и погиб вместе со своим кораблем. Канадский суд признал капитана «Монблана» виновным, международный суд пришел к такому же выводу. Но французское правительство не утвердило оба этих приговора - капитан корабля, стершего с лица земли целый город, продолжил службу в своей пароходной компании. А в 1931 году, после выхода на пенсию, был удостоен Ордена Почетного Легиона.