История американских небоскребов

Dec 14, 2012 00:01



Предлагаю вашему вниманию еще один , раритетный образчик, научно- популярной статьи про небоскребы Даунтауна Нью-Йорка.  Статья  отражает современный для того времени взгляд на проблемы строительства небоскрёбов. Некоторые пассажи вызывают улыбку, но в целом подходы к строительству небоскребов  с тех пор поменялись не сильно, вот только флер новизны поистрепался.

Итак 1907 год. Джозеф Томсон Появление 50-этажных зданий. Начало.





Если бы воображаемый гость посетил Нью-Йорк тридцать лет назад и пожелал бы увидеть городской район офисов, он обнаружил бы, что тот занимает сравнительно небольшую часть острова Манхеттен. Главным образом, это была территория к востоку от Бродвея и к северу от Уолл-стрит, простирающаяся до Сити Холл, то есть десять кварталов в длину и два-три в ширину. Он обнаружил бы, что типичное офисное здание - это сооружение из камня и кирпича высотой от шести до восьми этажей. Во всём деловом районе было от силы полдюжины так называемых «пожаробезопасных» зданий, которые в действительности не оправдывали своего названия из-за того, что в их конструкции в достаточном количестве использовалось дерево.



Если бы наш гость вошёл даже в самое совершенное из этих зданий, нуждаясь в посещении офисов на верхних этажах, ему пришлось бы подниматься наверх, пользуясь медлительным и шумным паровым лифтом. Однако, скорее всего, ему не пришлось бы взбираться слишком высоко, поскольку самые верхние этажи в этих зданиях редко использовались для офисов. Средства доступа к верхним этажам были столь неадекватны, что бизнесмены не стали бы просить своих клиентов встретиться там, если бы это было возможным. Во многих случаях верхний этаж занимали швейцары, дворники и уборщики зданий вместе со своими семьями.



Позвольте нам предположить, что этот же гость прибыл в Нью-Йорк вновь, скажем, дюжину лет спустя, в 1889 году. Теперь он обнаружит заметные изменения. Деловой район города распространился во всех направлениях, теперь расположен по обеим сторонам Бродвея, а так же как к югу, так и к северу от Уолл-стрит. Сооружения из камня и кирпича показали своё несоответствие запросам растущего в городе бизнеса. Началась эра зданий со стальным каркасом. Новые здания возвышаются на двенадцать или даже шестнадцать этажей, что вдвое выше, что он видел раньше. Если бы он вошёл в одно из них, он обнаружил бы, что лифты в них скоростные и комфортабельные. Теперь верхние этажи перестали быть нежеланными. Наоборот, они стали особенно востребованными. Дело не только в лифтах, но и во всех внутренних удобствах и приспособлениях, которыми теперь обеспечены арендаторы, с комфортом, неизвестным несколькими годами ранее.



Представим, что через двенадцать лет наш гость вновь посетил город. В 1901 году он обнаружит, что практически весь остров Манхеттен к югу от Сити Холла отдан исключительно под офисы. Люди больше не укажут ему как на стандарт совершенства на некоторые шестнадцатиэтажные здания, которые казались величественными в его прошлый визит. Его городские друзья поведут его на Парк Роу и предложат с едва скрываемой гордостью обратить свой взор на Парк Роу Билдинг, последнее и величайшее из местных архитектурных чудес. Теперь он увидит гигантское здание, чьи башни вздымаются на высоту не менее тридцати двух этажей от уровня тротуара. Чья стоимость составила около полутора миллионов долларов. Под чьей крышей уместились девятьсот пятьдесят комнат, чьи лифты перевозят в день до двадцати пяти тысяч человек.



И действительно, когда это огромное здание было построено и открыто, около девяти лет назад, оно казалось пределом, который был достигнут. Но для человеческой силы и изобретательности не существует пределов. Над самыми высокими крышами острова Манхеттен теперь возвышаются огромные башни из стали, заставляющие казаться низкими находящиеся по соседству более старые здания. Это означает подлинно новую веху в строительстве небоскрёбов. Сити Инвестинг Билдинг на Бродвее и Кортландт-Стрит на сто футов выше, чем Парк Роу Билдинг. Здания Хадсон Терминал на улицах Черч-, Кортландт-, Дей- и Фултон-Стрит, хотя и не так высоки, но зато содержат так много площади, что они будут самыми большими о тяжёлыми офисными зданиями в мире. Новое Здание Зингера на углу Бродвея и Либерти-Стрит имеет высоту не менее шестисот двенадцати футов (186,54 м) от уровня тротуара до его верхушки, сорок семь этажей офисов и девять с половиной акров (3,8 га) внутренней площади.



Несколько других зданий, которые превзойдут уже существующие как по размерам, так и по совершенству оснащения, спроектированы или уже строятся в нижнем Манхеттене. И, наконец, самое высокое из запланированных, высочайшее из всех земных сооружений, за исключением Эйфелевой башни, приобретает форму в месте, которое может быть названо деловым районом «верхний город» (аптаун). Это последнее архитектурное чудо является добавлением к прекрасному беломраморному офисному зданию страховой компании Метрополитен Лайф. Башня, которая вырастет на высоту шестьсот пятьдесят восемь футов (200,56 м) над Мэдисон Сквер, на углу Мэдисон Авеню и двадцать четвёртой улицы.



Башня страховой компании Метрополитен Лайф на Мэдисон Сквер, Нью-Йорк - за исключением Эйфелевой башни это самое высокое сооружение на земле, шестьсот пятьдесят восемь футов (200,56 м)

Эти огромные сооружения были возведены в ответ на вполне определённый экономический запрос. В течение последних тридцати лет деловая активность в Нью-Йорке постоянно увеличивала свой размах и масштаб. Кроме того стало больше объединение интересов. Жилище, служившее для малого бизнеса и небольших компаний, не могло подойти для больших трестов. Более того, для значительных концернов всей страны становилось всё более и более необходимым иметь свой офис в Нью-Йорке в чтобы быть представленными в коммерческом и финансовом центре Америки. В то время как потребности в офисной площади постоянно увеличивались, количество квадратных футов площади острова Манхеттен оставалось в точности тем же самым. Таким образом, существует только одна вещь, которую необходимо сделать. Следуя примеру человека из притчи, малые здания должны быть снесены, а на их месте должны быть возведены здания, которые поднимутся выше и ещё выше в небо.



Здания, которые стоят миллионы

Первая необходимая вещь, с которой встречается потребность в этих высоких зданиях - это конечно деньги, которые нужно заплатить за их постройку. Должны быть найдены люди, или группа людей, способных снабдить большими деньгами, которые требуются для такого предприятия. Когда небоскрёб построен и заполнен арендаторами, платящими солидную арендную плату, мы вполне готовы завидовать его владельцам, ревновать к их дивидендам, но как много среди нас таких, кто, имея достаточный капитал, готовы поместить его в такие здания, где строительные и инженерные трудности так велики, а риск неудачи обычно так серьёзен? Если же владельцы пожнут справедливую отдачу, их служба обществу будет соразмерна их прибыли.



Сама земля, на которой возводятся эти огромные сооружения, стоит немалых денег. В нижнем Манхеттене нет ни одного свободного фута земли. Чтобы возвести новое здание, капиталист должен купить землю со старыми зданиями на ней. Они должны быть снесены - это чистый убыток, потому что практически никакие из их материалов не могут быть использованы вновь. Затраты на строительство фундамента небоскрёба, уходящего в землю до скального основания часто весьма велики. А стоимость стали, камня и кирпича, строительных работ и бесчисленных деталей оборудования может составлять от полумиллиона до пяти миллионов долларов.



Проблемы для архитектора

Когда капитал обеспечен, следующая задача, не лёгкая и не простая существует для архитектора. Он должен начертить как внутренние, так и внешние планы здания. Форма и размеры участка земли, на котором оно должно быть возведено, составляют первую цепь, которая связывает его. Там, где каждый дюйм земли так дорог, что ведутся судебные битвы за владение им, архитектору нередко приходится проектировать здание, расположенное на небольшом клочке земли неправильной формы. И каждый дюйм этого клочка не должен быть потрачен впустую. Конструктор высотного офисного здания находится совсем в других условиях, чем архитектор, нанятый для возведения монумента в парке. Руки последнего свободны, разве что его смогут порицать за то, что сделанное им недостаточно художественно и привлекательно. Первый же связан по рукам и ногам и если он, вывернувшись, сумеет достигнуть цели, не обидев чьего-либо эстетического чувства, то его уже следует похвалить.



Условия, которые будут окружать здание, когда оно будет закончено, также должны быть тщательно продуманы. Каждый офис должен быть хорошо освещён, обеспечен свежим воздухом, или, точнее, так же хорошо освещён и обеспечен воздухом, как здания, с которыми приходится соревноваться за офисные площади. Близость и высота соседних зданий часто делает это сложной проблемой. Опять-таки, одно дело построить здание на углу улицы, где свет и воздух может попадать в него с двух сторон и совсем другое дело построить его в центре квартала, окружённое со всех сторон высокими соседними зданиями. В этом последнем случае, так же дороги как каждый дюйм пространства, могут быть дворы или специальные входы, обеспечивающие свет и вентиляцию.



(с) Тыц

Продолжение следует.

Все статьи про небоскребы

небоскребы, сша, стройка, 18-19 век, архитектура

Previous post Next post
Up