Leave a comment

1neurozentorro1 December 4 2012, 19:33:14 UTC
По сравнению с российской лаптеносно-босяцкой нищетой, эта нищета являлась самой настоящей зажиточностью.

В поздне-советцкие времена(кон.70-х, вроде бы)появился такой, своего рода, "мэм", связанный своим происхождением с телепередачей "Международная панорама"(или "Сегодня в мире"- не суть важно). Фабула его состояла в том, что в одном из выпусков оной приснопамятной телепередачи, попалось сообщение о таком случае: один американский бездомный(не бродяга, а человек лишившийся жилья из-за потери работы и последующего собственного разорения) насмерть замёрз в своём же автомобиле(дело было зимой), где он вынужден был ночевать.
Сообщение повергло сов.граждан в ступор и вызывало нервные смешки, при его упоминании, послужив, также, почвой для анекдотов.
До кучи к этому - также шокировали сов.граждан видеокадры североамериканских получателей соц.помощи, стоящих, одетыми в джинсы(!), в очередях за бесплатным "благотворительным" супом.
Это к тому, что понятие о "бедности" и "тяжёлой жизни" они диаметрально разные в странах Первого мира, Второго и Второго-с-половиною(к коему Россия/а затем - Совдепия и относились) с Третьим.

"30 процентов были безземельные батраки, которые даже создать семью права не имели"
---Это уже типическая полит.ложь, из серии чешской национальной пропаганды, в духе Гашека. Очернительство Империи Габсбургов с политическими целями. Жизненный уровень австрийских батраков превосходил, на самом деле, жизненный уровень росейских "кулаков" в разы. Но человеку всегда хочется лучшего. Кто-то мог быть и своим сравнительно достаточным уровнем жизни недоволен. Кто же был недоволен - мог спокойно уехать из Двуединой в САСШ, за счёт помощи благотворительных обществ.

"эти страны были колыбелями рабочего движения"

--- Они были колыбелями рабочего движения потому, что рабочие требовали себе политического представительства, а вовсе не по причине "бедности". Такая "тяжёлая" жизнь рабочего в Германской Империи, начала 20-ого века, и не снилась рядовому сов.рабочему и сов.служащему даже в 60-е годы. Что уж говорить о лапотном начале века.

Reply

joeck_12 December 5 2012, 05:38:10 UTC
Господи, откуда такая радущная инфа? 15 лет живу в Австрии и последние годы прочла сотни книг и воспомнинаний на тему социальной истории Австрии. Бедность буквально до первой мировой была большая, как в деревнях, так и городах. Были, конечно, зажиточные, но и бедноты было много, больше.
Как жили батраки и батрачки (по несколько человек в комнате на чердаке у хозяина) лучше не надо вспоминать...
Дело в том, что в деревне все наследовал старший сын, а младшие шли в батраки или пополняли класс пролетариата. Пролетариат тоже, сами знаете, не весь квалифицированнй был.
Все эти трущобы в городах, рассадники туберкулеза (который венской болезнью назывался). Особенно приехвашие из деревнь и провинций "гастарбайтеры" жили в ужасных условиях, бараках - по несколько семей в одной комнате, за занавесочкой, часто кровать делили "посменно", тут же и стирали, и рожали. В Вене были печально известны "цигель-бём" - рабочие кирпичной фабрики, выходцы из Богемии, жили в нечеловеческих условиях, в бараках. Среди них особенно вели свою работу представители рабочих движений.

Уезжали в США мало (разве только евреи из Галиции, Силезии).

Все стало меняться в 1919 году, когда к власти пришли социалисты.

Reply

1neurozentorro1 December 5 2012, 11:04:27 UTC
"В Вене были печально известны "цигель-бём" - рабочие кирпичной фабрики, выходцы из Богемии"

--- Ага! Что и требовалось доказать. Чешский, антигабсбургский национализм. "Злые, нехорошые немцы угнетают бедных чехов". Впрочем, у "злодейски угнетаемых" чехов, в начале 20-ого столетия, морды поперёк себя шире были, что наглядно наблюдаемо на всякой фотографии лиц той эпохи, включая сельские. Добротная одежда, сытые лица. Даже у "бедных" батраков. И пиво они могли позволить каждый день пить, не экономя "копеечку", и сливовицу, и шнапс, а не ядовитую сивуху раз в пол-года по "престольным праздникам". То же и в немецких землях Империи, и в мадьярских также похоже. Никакого сравнения с изображёнными на фотографиях "простонародных" жителей РИ. Там измождённые, преждевременно состарившиеся лица, убогая дрянная "одежда" даже у "зажиточных".(Я, если что, исключительно про представителей "просто-народья".)

"Особенно приехвашие из деревнь и провинций "гастарбайтеры""
---Подобное явление в то время в любой стране Европы и Сев.Америки наблюдалось. Но эти "гастарбайтеры" могли себе позволить покупать одежду в магазинах готового платья, а не носить дерюгу, как их современники-"фабричные" в России, более того - они могли позволить себе посещать кафе и пивные.
Про трущобы - это тоже всё относительно, как и было мною замечено комментарием выше - трущобы трущобам рознь. Тем более, в Вене они сейчас очень прилично выглядят - на венскую застройку старой периферии города я насмотрелся весьма изрядно - значит и сто лет тому назад не были они столь "страшными". По сравнению с Веной - в С.-Петербурге вся, почти полностью, центральная часть города до сих пор - кромешные трущобы.
И в Двуединой Монархии той эпохи подданные не носили никогда ни лаптей, ни домотканины, и т.наз. "постные щщи"(иначе именовавшиеся:"баланда") не ели.
В середине 19-ого столетия ситуация с уровнем жизни в Австрийской Империи, конечно, была похуже, но здесь-то речь шла о веке 20-ом.

Reply

1neurozentorro1 December 5 2012, 11:18:56 UTC
А во-вторых речь идёт не о том, что австрийские пролетарии и батраки были, якобы, богаты, но только о том, что они, будучи, по европейским стандартам, бедными, жили многократно зажиточнее, комфортнее пролетариев и батраков в тогдашней России.

Reply

joeck_12 December 5 2012, 16:07:14 UTC
тут надо разделять, о каком времени речь. Да, качество жизни европейских низов после 20х годов стало все больше отдаляться от жизни низов советских/российских. И годам этак к 60-70-м 20 века человек, считавшийся бедняком в Зап. Европе, считался бы в СССР никак не ниже среднего, а то и богачом.

Но в конце 19/начале 20 века эта разница, если и была, была минимальная. Во второй половине 19 века в Вену "понаехало" столько ьедных провинциалов изо всех уголков страны, что 65%(!) жителей города составляли те, которые в нем не родились. Они в большинстве влачили жалкое существование, но вот их дети и внуки ассимилировались полностью.
Особенно трагичны судьбы "младших" сыновей крестьян, которым от родительского наследства кукиш с маслом доставался (только в 1919 году вышел закон, чтобы наследство делилось поровну между всеми детьми)... А батрак - это ничего своего, сунудчок вещей и денег (если не пропил) на велосипед. Женщинам батрачкам было еще тяжелее - забеременела, катись к черту или сдавай ребенка в приют.

Reply

1neurozentorro1 December 5 2012, 18:13:00 UTC
"разница, если и была, была минимальная."

--- Не минимальная, всё же таки. Значительная. Да, наличие бедняков в Дуалистической Монархии есть факт. Особенно, если вспомнить нищих крестьян Кришаны и Марамуреша. Те тоже ходили в лаптях, но, правда, кожаных.
В Ведень действительно съезжались со всех окраин Империи. Его население тогда было равно нынешнему, причём - нынешнему с предместьями, включая Мёдлинг, Швехат и Клоштернойбург. (Но сейчас 99,99% квартир благоустроены, включая т.наз. "гостинки" и т.п. жилища) Но проблема неблагоустроенности касалась всех, без исключения, крупнейших городских центров Европы. Это также факт. И эту проблему везде пытались решать. Например как кабинет Отто фон Бисмарка, в Германской Империи, объявив строительство т.наз. "прусского социализма". До сих пор в моих краях(север Польши)очень многие люди живут в прекрасно благоустроенных домах "для рабочих и служащих", построенных свыше ста лет тому назад, во времена Второго Райха.

В Российской Империи же, в те годы, проблема не только не решалась, но усугублялась вредительскими действиями власти и частного капитала. Даже банальная канализация на окраинах самого С.-Петербурга отсутствовала.

"батрак - это ничего своего, сунудчок вещей и денег (если не пропил) на велосипед."(!!)

--- В России тех лет батрак не мог даже в самых смелых мечтаниях своих представить хоть нечто похожее на велосипед в своей собственности!
О чём я речь и повёл - понятие "бедности" - оно в различно развитых странах различается кардинальнейше! "Кому щи жидкими кажутся, а кому и жемчуг - мелким.."
Потому и привёл, ещё в самом начале, пример про североамериканского безработного-бедолагу и реакцию сов.граждан ..
Бедность сермяжно-лапотно-армячная - это не бедность велосипедно-сундучковая.
Это - принципиально разные виды бедности. Как бедность в той же современной Австрии и в той же современной Индии. Разные планеты...
Хотя бедность сама по себе - это очень плохое явление, да.

Reply

joeck_12 December 5 2012, 18:56:22 UTC
я не говорила, что у каждого был велосипед. Просто накопления за всю жизнь были часто в районе стоимости велосипеда, максимум, а то и вообще ничего, если он алкаш. Старость приходила, а деваться некуда было...ни семьи, ни денег.

Я все мечтала сделать в ЖЖ серию про жизнь бартаков в Австро-Венгрии (как я пишу сейачс серию про женщин аристократок в Австро-Венргии). Но поняла, что не осилю такой объем...

Reply

1neurozentorro1 December 6 2012, 10:58:54 UTC
Накопления, равные стоимости велосипеда - это тоже очень даже неплохо. В Российской Империи человек с подобными накоплениями считался самым настоящим богачом. Следовательно, при очевидном факте того, что австрийские бедняки жили скудно, они, всё-таки, могли оставлять сбережения, а вот их российские коллеги не могли - и самой ценной вещью, которую они имели возможность приобрести за всю свою жизнь, были дрянные сапоги из свинячьей кожи.

Так что, бедность - это очень плохо, но в разных, по уровню своему, странах и бедность совсем разная.

Reply


Leave a comment

Up