История ДнепроГЭСа. Взрыв и восстановление.

Sep 03, 2012 00:14



В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс взорвали. В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы.Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, якобы было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины.

Продолжение. Начало здесь.





Однако по свидетельству историков,  когда спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года, советские войска не смогли удержать оборону Запорожья и начали отступление, они взорвали главный стратегический объект - «ДнепроГЭС» 20 тоннами взрывчатки - аммонала.



Гигантская пробоина в плотине спровоцировала волну высотой несколько десятков метров, которая, по словам очевидцев, смыла прибрежную городскую полосу, плавни Хортицы. Вода дошла и до соседних городов - Никополя и Марганца.



Советское командование не предупредило горожан об опасности. В результате, тонны днепровской воды обрушились на мирных жителей. «В Советском Союзе предпочитали не распространяться о трагических событиях в Запорожье, связанных со взрывом ДнепроГЭСа.



Уничтожение, на тот момент, самой мощной гидроэлектростанции в Европе советская пропаганда поясняла «враждебной диверсией».



И только сейчас украинские историки получили документальные доказательства, что днепровская волна поглотила около ста тысяч человек: 80 тысяч запорожцев, беженцев с соседних регионов, около 20 тысяч советских солдат, не успевших покинуть город.



Вот что вспоминает об этих днях Непосредственный исполнитель инженер-полковник  Борис Александрович Эпов:
«14 августа меня вызвал начальник инженерных войск генерал Л.З. Котляр и предложил дать соображения о выводе из строя Днепровской ГЭС путем разрушения плотины, моста через аванкамеру и машинного зала и необходимых для этого материалах, а также приказал вылететь утром специальным самолетом в Запорожье для подготовки намеченных разрушений, придав мне двух младших лейтенантов и дав необходимые указания начальнику инженерных войск Южного фронта полковнику Шифрину.



Прибыв в Запорожье и убедившись, что другим самолетом необходимые материалы доставлены и находятся на аэродроме, я явился к начинжу фронта и находившемуся в Запорожье члену военного совета фронта Т. Коломийцу, а затем приступил с помощью упомянутых младших лейтенантов и выделенного одного батальона к подготовке выполнения полученного задания. Начальник ДнепроЭнерго в это время занимался подготовкой и эвакуацией генераторов станции. Охрану подготовительных работ вел полк НКВД.



Прибывший вместе с начинжем Шифриным начальник штаба фронта генерал Харитонов дал указание выполнить разрушение после того, как немцы выйдут на правый берег Днепра. Правом на выполнение задания будет отход охранного полка НКВД и специально выделенного для связи подполковника А.Ф.Петровского .



К концу дня 18 августа немцы вышли на правый берег Днепра и начали обстрел левого берега; полк НКВД также отошел на левый берег и командир полка, отходя вместе со связным подполковником Петровским, дали команду на приведение в исполнение разрушения, что мною совместно с приданными младшими лейтенантами и было выполнено. В результате взрыва в теле плотины было вырвано около 100 метров по ее длине (из общей длины плотины равной 600м).



Ни о каком оповещении, в этих условиях,  речи не шло. Кто не спрятался - сам виноват.



Впрочем стрелочника - Эпова пытались подвести под монастырь. Видимо количество жертв впечатление произвело.
Но за него нашлось кому заступиться и после почти  20 дней следствия он был отпущен.



А самое обидное, что от взрыва ДнепроГЭСа пострадал только наш народ. Германские войска, находившиеся на высоком Правом берегу, волна не достала..



Кстати первыми попытку восстановления днепроГЭСа предприняли как раз Немцы.

image Click to view





А решение советского руководства о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона. Инструменты в основном были все те же - кирка и лопата.



Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 - 15 часов.







Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона. Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: «Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба.









Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком.




Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее - какую-то баланду. Вот и все питание. Зарплату еще получали, копейки какие-то.







Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого». Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт.









Продолжение следует.

Источники:www.misto.zp.uaru.wikipedia.orgserg.rybalka.comsavok.namelife.zp.uariverpilgrimtagirirbek,

50-е годы, аварии, 40-е годы, инженерное, электричество, 30-е годы, история

Previous post Next post
Up