Мосты 7. История дворцового Моста

Dec 08, 2010 03:17






Дворцовый мост расположен между Дворцовым проездом и Биржевой площадью Васильевского острова.
 Его длина составляет 260 метров, ширина - 27,8 метра. Средний из пяти его пролетов - разводной, двукрылый.
Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями
со сквозными фермами, имеющими нижние криво-линейные пояса.Каждое крыло уравновешено семью противовесами.
Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов - 2800 тонн.
Он считается одним из символов города. Возможно, это самый красивый мост Петербурга. И самый известный.






На месте современного Дворцового моста задолго до его появления долго не существовало никакой переправы
через Неву - ее роль выполнял расположенный выше по течению Исаакиевский плашкоутный (наплавной) мост.
После постройки Благовещенского моста, Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой
переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую
набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста ближе к стрелке Васильевского
острова позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на
стрелке учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года.
Проект перестройки составил инженер И.К. Герард. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост,
по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.




Но тогда мост находился выше по течению, и только в 1896 году был перемещен вниз на 52 метра - на свое
нынешнее место. Работы по наведению моста начались зимой 1896 года и закончились 23 декабря 1897-го:
когда по нему были проложены рельсы конно-железной дороги. На зиму он «рассоединялся» посередине и,
чтобы не мешать ледоходу, отводился к берегам. В зимнее время переправа осуществлялась по льду - пешком,
на финских санях, а позже - и трамваем, рельсы и опоры электросетей которого вмораживались в лед.

Дворцовый мост тех времен был небезопасен. Весной 1899 года, например, понтоны, на которых крепился настил,
давно требовавший ремонта, дали течь, и переправа чуть не затонула. После этого со всей серьезностью стал
вопрос о строительстве капитального моста.




Еще в 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с
просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. И только в апреле 1901 года был объявлен
конкурс, причем одновременно на два моста - Дворцовый и мост Петра Великого (Большеохтинский).
На конкурс поступили 27 эскизных проектов, в том числе 13 - от петербургских авторов.
Все они демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников,
производили далеко не самое выгодное впечатление.




Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми - за исключением эскизного
проекта французской фирмы «Битаньоль». Но хитрые французы отказались продать эскизный проект,
и предложили городу подписать договор на строительство моста за 4 миллиона 700 тысяч рублей!
Это было слишком дорого.

Был объявлен второй тур конкурса. В итоге в 1909 году приняли проект инженера А. П. Пшеницкого,
выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения. Архитектурное оформление моста,
по распоряжению президента Академии художеств, было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру.




Через 12(!) лет, 5 февраля 1911 года, был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских
заводов. Ожидалось, что переправа будет сдана в эксплуатацию 15 октября 1913 года, но его строительство
началось только в 1912 году, так как проект Пшеницкого пришлось переделывать. О сдаче моста в указанные
сроки теперь уже никто и не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 года в Петербурге случилось наводнение,
в результате которого была повреждена одна из строившихся опор. А в августе 1914 года разразилась
I Мировая война, и строительство еще более затянулось. Кроме того, участились задержки в поставке
металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы, сказывался недостаток финансирования.




Дворцовый мост был открыт лишь 23 декабря 1916 года. За неделю до этого, 17 декабря 1916-го, было
произведено испытание прочности: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых имел массу более
600 пудов (почти 10 тонн), въехали на мост одновременно и по-следовательно заняли все его пролеты.

Церемония открытия Дворцового моста прошла скромно: члены царской династии на ней не присутствовали.
Им было не до того - с одной стороны, шла тяжелая война, с другой, накануне убили царского любимца
Григория Распутина. На торжество прибыла лишь десятая часть приглашенных. Не пришел даже городской
голова Делянов, предоставив честь разрезать ленточку своему заместителю.




Художественное оформление Дворцового моста так и не было завершено до 1917 года: устройство перил,
фонарей и павильонов заканчивалось уже при Советской власти. Так, знаменитая чугунная литая решетка
перил появилась только двадцать лет спустя, в 1939 году! А до того времени там стояли временные
деревянные перила. Ну а при взгляде на новые трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком,
который «удачно сочетал в композиции перил советскую символику с традициями петербургского классицизма».
В ознаменование первой годовщины Октябрьского переворота 1917 года мост назвали Республиканским,
но в январе 1944 года ему вернули историческое название.




Дворцовый мост капитально отремонтировали в 1967 году, а в 1977-м его реконструировали по проекту
архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника.: обновили
разводную часть, заменили настил, установили новые фонари и убрали со средних опор дощатые хибарки
будочников, сохранившиеся с 1916 года. В 1994 с моста были сняты трамвайные пути.
Летом 1997-го была проведена очередная реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова,
и переправа получила подсветку. Он стал третим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта,
получившим такую подсветку.




Наконец, в 2001 году Дворцовый мост стал центром торжественной встречи XXI века и III тысячелетия.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга.
Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для
проецирования документальных фильмов.




Несмотря на стремление архитекторов «приблизить» переправу к воде, мост всёравно закрывает более
чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах
Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.




К 2008 году, по сведениям Мостотреста, Дворцовый мост исчерпал свой ресурс . Однако, капитальный ремонт
его отложен до постройки нового моста на Васильевский остров через Серный остров.
Если строительство новой переправы в связи с кризисом будет отложено, то возможно появление временного
моста рядом с Дворцовым.



Кстати интересна легенда, что Брюнель - отец еще в начале 19 века предлагал построить тоннель на месте
 Дворцового моста. Проект якобы сочли дорогостоящим и Брюнель построил тоннель под Темзой...

Источники:

1.Википедия
2.Nnm.ru
3.Фотографии ведут туда где взяты

Еще про мосты.

питер, мосты

Previous post Next post
Up