Как то раз
одна российская градообразующая компания обещала образец своей
продукции за новое название для производимого ею продукта.
Забурлили интернеты, и чего только не предлагают..
По большей части настолько матерное, что суровые админы спотыкаются...
Но отречемся от этого и подумаем возможно-ли в принципе изменить базовую идеологию
советского производства, к тому-же сильно подпорченную современностью...
Разумеется пытаться будем высокотехнологично, но без коренной смены самой идеологии.
***
Для начала чуток истории. Как известно Ваз - это фиат 65 года. И завод был куплен на корню.
Короче, поначалу пока итальянцы учили наших работяг - качество у машины было оригинальное.
Но через некоторое время рабочие были обучены и остались только мастера и инженеры.
К конвейеру встали наши.
А как у итальянцев было всё устроено - утром перед сменой выдает мастер рабочему
всё, что тому нужно на смену. И инструмент и скажем "гайки", которые надо закручивать.
Скажем дает он их 1000 штук. Это норма. Она обусловлена кучей факторов.
Скоростью конвейера наконец.
Так вот уже через неделю наши начали к мастерам подходить за дополнительными"гайками"...
Итальянцы безропотно выдавали, но отмечали кому, чего и сколько лишнего выдано.
А потом была зарплата. И "передовики" получили шиш с маслом. Все лишние "гайки" вычли из зарплаты.
А так как таковых было большинство - разразился скандал. Дело дошло до ЦК КПСС.
И итальянцам велели прекратить свои мелкобуржуазные штучки...
Те уперлись и заявили что тогда упадет качество и фирма Фиат
не позволит использовать своё имя в рекламе и маркетинге изделия.
Фигня сказали в ЦК - обойдемся и выперли итальянцев...
Именно тогда появилась на ВАЗе та знаменитая латунная кувалдочка,
которой они крепеж привинчивают...
И вплоть до перестройки качество устаканилось...
А потом начались другие игры...
***
В одном из цехов, рядом с оборудованием которое мне приходилось ковырять, был пресс автомат
для литья под давлением. Точнее там даже было не столько литье, сколько прессование под
температурой из гранул какого то сплава, похожего на аллюминий. Силумин, наверное.
Вы все наверняка видели изделия из этого материала - по цвету и весу как аллюминий,
но хрупкое и на излом как бы гранулированное. Из него китайцы любят ширпотреб делать.
Вот тут что то похожее. Засыпают в агрегат сырье, добавляют какую то флюсующую присадку и прессуют.
На выходе получается готовый продукт. За один проход пресса получается около десятка деталек.
При правильном соблюдении технологии и температурного профиля
(температурный профиль это зависимость нагрева и охлаждения от времени)
прочность их вполне приличная, но стоит отклониться от технологии и получается полная лажа.
Так вот, был там пресс, а еще был местный наладчик и бригада алкашей операторов,
умеющих только кнопку жать и в бункер сырье из мешка сыпать.
Оплата их труда, как это водится, была сдельная. Т.е. сколько надавили столько и получили.
Казалось бы это должно было стимулировать производство, а рабочие ведомые жаждой наживы
только и будут что прессовать-прессовать-прессовать. Собственно так и было, вот только
производительность пресса явно не устраивала работяг. Хотелось побыстрей.
В итоге, совместно с наладчиками решили внести рацуху - увеличили скорость
привода подачи почти в полтора раза. Все зашибись, вот только температура увеличилась
и система контроля термопрофиля скурпулезно записывала все новые изделия в брак.
Решили проблему просто, надев валенок на термодатчик…
dihalt***
В цехе сплошняком фрезерные станки с ЧПУ. Вырезали по заказу компании Boeing какие то детали
очень хитрой конструкции. Сама деталь размером с хороший чемодан.
Стоит кучу бабок, изготавливается в течении нескольких дней. А еще есть трехкоординатный
станок для обмера всей этой конструкции и проверки на допуски.
Станок своим щупом измеряет все предельные размеры и по сети отправляет данные по сети в базу.
После деталь тырится в упаковку и ставится в штабель на отгрузку.
В общем, кто то из операторов не то по пьяни, не то по врожденной тупости,
почти в самом конце резки, что то накосячил с управлением - перешел на ручное
и вместо подъема и смены инструмента вогнал со всей дури в деталь.
Фреза в крошево, на детали мощная борозда которую уже не исправить.
Над недоумком нависли реальные пиздюли и конкретный облом с отпуском премиями.
Он не придумал ничего лучшего чем вытащить из штабеля уже готовое изделие,
обмерить его и сунуть сверху. А в старую упаковку засунуть деревянную болванку точь в точь
повторяющую деталь - на ней отрабатывали программу резки.
И все это сложить в штабель обратно. Будто так и было.
Никто ничего не заметил и спустя несколько месяцев штабель упаковали в контейнер и пнули за океан.
Заказчик наверное долго удивлялся получив муляж. Но шороху навели тогда конкретного,
самое смешное что виновного то нашли, но на тот момент он уже благополучно уволился и работал на другом месте.
dihalt ****
Если коротко у нас каждый работяга считал и считает себя умнее любого инженера....
И воообще почти все беды экс-советского производства именно из-за “народной смекалки”.
Каждый рабочий ввиду природной русской соображалки пытается что то улучшить
и оптимизировать, чтобы работать меньше, а получать больше.
Вот и выходит, что из-за таких “Кулибиных” грубейшим образом нарушаются техпроцессы
и 90% продукции идет в брак.
Но и это не всё. В последнее время Кулибинизм обуял и руководство
средней руки и подчиненных им инженеров... Эпидемия кулибинизма пошла дальше:
***
Эту историю рассказал знакомому водителю один работник отечественного
автозавода. Происходило это, как я понял, в недалёком прошлом. В одном
из цехов завода был поставлен современный робот-дефектоскоп. Многие
наверно видели таких роботов по телевизору, он берёт деталь,
"осматривает" её с помощью инфракрасного луча, производит все замеры в
соответствием со стандартами. Затем, если деталь имеет дефект, ставит на
деталь метку, после чего её использовать нельзя. Робот стоял в
специальной стеклянной кабине, дверь в кабину закрыта и опечатана.
Детали поступают в кабину по специальному транспортёру в окно и в другое
окно выезжают из кабины. Тут-то цех и начал отставать по производству
данных деталей, так как робот начал отбраковывать до 80% производимых
деталей. Техника, особенно буржуазная, очень точная и честная. Взятку
роботу не дать, по душам с ним не поговорить, а задерживать производство
деталей "из-за" привередливого робота тоже нельзя. Тогда умельцы этого
цеха сплели очень тонкий тросик, из особо прочной стальной нити, и
просунов его в окошко, в которое поступают детали, зацепили "руку",
робота привязали и обездвижили его. И вот ура! Дефектов 0%. План
выполняется. Слава отечественному автопрому!
Тупо поиск по
http://www.anekdot.ru/ за июнь 2010года...
****
На одном из заводов решили наладить автоматический учет выпускаемой
продукции. Поставили фотодатчик в том месте где готовая деталь падает в
корзину. Через некоторое время обнаружилось большая разница учтенной
продукции с ее реальным наличием на складе.
Работяги накручивали "счетчик" проводя ладонью возле датчика. Тогда
инженерный гений, стремясь узнать реальную картину на производстве,
добавил к датчику движения акустический датчик, так как готовое
изделие падало в корзину издавая грумкий "БУМ!". В накрутке стало
принимать участие двое работяг - один проводил рукой, а другой
хлопал в ладоши. А когда добавили датчик температуры, то добавился
третий с зажигалкой. Как говорится на всякую хитрую... ну дальше
вы знаете.
Тупо поиск по
http://www.anekdot.ru/ за июнь 2010года...
****
Некий машиностроительный заводик отхватил подряд у буржуйского автомобильного
производства, которое требовалось максимально локализовать.
Подряд состоял в производстве некой железки.
Буржуи, надо сказать, прекрасно знакомы с реалиями нашего машиностроения,
поэтому конвейер подрядчика снабдили на выходе лазерным объемным сканнером,
который не давал отгружать брак.
Наша задача заключалась в том, чтобы чутка подкрутить софтину на базе Websphere MQ,
которая обрабатывала данные от сканнера, и складывала их по Интернету в буржуйский SAP.
Явившись в цех, и прицепившись к сканнеру, мы узрели неких мужчин, одетых в спецовку,
и совершавших судорожные челночные перебежки от сканнера к конвейеру и обратно.
Это были слесари по на*балову системы контроля качества.
У них было некоторое количество эталонных деталей, которые заведомо проскакивали через сканнер.
И, чтобы обмануть счетчик, через сканнер пропускались, раз за разом, именно эти детали,
а в отгрузку шло то, что получилось.
Более того, как выяснилось, на складе имелся недельный объем эталонной готовой продукции,
который руками подкладывался на конвейер, когда приезжал контроль качества от заказчика.
Долго враги не могли понять, где же скрылась проблема, и сканнер меняли трижды.
В очередной наш приезд на настройку нового сканнера, мы обнаружили, что буржуйские
сволочи снабдили конвейер дополнительной железкой - приклеивалкой RFID меток.
Не прошло и месяца, как команда слесарей по на*балову была доукомплектована
взводом переклеивальщиков с парогенераторами.
Резюме
В общем, никогда в этой стране не было, и не будет качественного поточного производства, пока в головах вот такая разруха.
И никогда тоёта, собранная из вот так вот “локализованных” запчастей, нормально ездить не будет.
Здесь поможет только немец с железной палкой, приставленный к оператору станка.
Как, собственно, и происходило в момент становления российской индустрии.
(с)Oldman Есть правда альтернативный вариант - заменить головы, но надо все и сразу...
(с) Но кто г'оспода на это решится?
_________________
No comments