Главспецы и студенты.

Apr 12, 2010 03:10






Особенно сейчас во время кризиса в отрасли, резко  обострилось противоречие между
высококвалифицированными Главспецами еще советской закалки и поколением "Лиры",
уже успевшим вкусить от пирога и отягощенных кредитами. Специалистов среди них немного,
большая часть сидели на подхвате, а поэтому под сокращение попали первыми. И уходит это
поколение в свободное плавание по мутным волнам СНГового строительства...Так сказать
- молодым у нас дорогу... Но тут надо пояснить что:

Обычный (неглупый)  выпускник ВУЗа в первое время чувствует свою ущербность и побаивается
делать то, что не умеет, ( а не умеет он ВСЁ, практически) бегает спрашивать, ошивается на
форумах...Он старается, в крайнем случае закладывается на КСС...Плюс к тому как правило,
его труды подлежат проверке опытным специалистом, а поэтому ляпы обычно фиксятся...

Но проходит время и уже кажется ему, что всё он в этой специальности постиг и если заложить
это в ЛИРУ - получится мнямка... Обычно происходит подобное через 5-7 лет практики.
И кажется ему, что этот старый пердун (Главспец) ничем не лучше, а пожалуй хуже чем он,
такой сообразительный и Автокадом рисующий...А тут ему денег дают втрое, а то и впятеро
  меньше отчего-то... И директор - сволочь не увольняет Главспеца, а увольняет младое дарование.

И идет наше младое дарование проектировать самостоятельно , в мелкую фирмулю, где его
назначают ГИПом и дают БааЛьшую зарплату . И получает фирма объекты и всё вроде здорово... 
И делает наш новоиспеченный ГИП всё, что скажет руководство Фирмули...

Ну а потом что-нибудь падает... Или не падает, но заказчик вызывает "скорую помощь",
состоящую с одной стороны из  нормальных специалистов , а с другой из специалистов 
совсем другого профиля...

И хорошо если проблема сравнительно недорогостоящая...
Или если  директор фирмули берет разбор полетов на себя...
Но так бывает далеко не всегда...

Как говаривал один мой знакомый - проектировщик становится Главспецом, только
после плотного общения с прокурором... Это было давно, еще в патриархальные
советские времена. 
А нынче времена иные и  если кто помнит, одного архитектора в Нерезиновой заказчик
в камине сжег...А уж скольким молодым дарованиям нанесли разного рода увечья...

Мартиролог строителя.

Предисловие
У каждого строителя свой мартиролог и этот список  эпизодов возникавших на моих объектах, зашкаливает за сотню. Попытаюсь развернуть каждый из случаев подробнее.

Как-то один из старых инженеров рассказывал мне еще молодому  о причинах сырости стен в панельной  хрущебе,  Причины были такие:
за двадцать лет в хрущебе разуплотнились швы,
за те же 20-ть лет вдоль дома выросли деревья, и уменьшилась инсоляция квартир,
водоснабжением дома вынудило  жильцов держать запас  воды в ванной,
появление маленького  ребенка  в семье заставило  закрыть форточки в квартире,
в кухне  развешены  пеленки (время памперсов еще не пришло).

Известно, что и без этих причин часто в торцевых квартирах и особенно  в верхних углах комнат проявляется сырость, последнее,  обусловлено недостаточными теплотехническими качествами панели, которые со временем только усугубляются. Достаточно часто жилые дома монтировались из некондиционных по теплопроводности стеновых панелей, что вело не только к громадным теплопотерям, но и к конденсату на стенах в зимний период.  Эти теплопотери еще в 90-х годах заклеймены СНиПами, но люди продолжают мучиться в советских панелях до настоящего времени.

Причины аварий

Два года назад в Германии обвалилась крыша какого-то объекта во время обильных снегопадов. Об этом передавали даже по телевизионным новостям. Как всегда невежественные журналисты поставили невежественный диагноз: «Крыша обвалилась по причине снегопада». Я не буду полемизировать с этой глупостью, так как известно, что причины аварий сводятся к основным четырем пунктам:

ошибки при проектировании,
брак при строительстве,
брак строительных материалов,
эксплуатация сооружения, приводящая к авариям.

Пользуясь этим ключом, легко определить причину обрушения кровли в Германии. При проектной ошибке, причина легко будет обнаружена, стоит только поднять проектную документацию. Если проект верен, то переходим к выявлению брака при строительстве и т.д. Но уж  точно «Снег» не может быть причиной обрушения, так как нормативы на снеговые нагрузки давно отработаны. Обильный снегопад, всего лишь спровоцировал ошибки, допущенные при проектировании, или строительстве.

Опалубка - контейнер для мусора (изделие)

Советская серия ИИ-04-14,  позволяла выполнять каркас с сеткой колонн 6 х 9. Ноги этой серии растут из серии ИИ-04. За счет Т-образных колон с консолями в обе стороны по 1.7м и вставки между консолями 5.6м можно было получить ригель пролетом в 9м. Высота ригеля (консоли) на опоре 70см, и максимальный момент, воспринимаемый этой консолью равен 75тм.


На одном из объектов 1982 года из конструкций этой серии к пятиэтажному эксплуатируемому зданию был пристроен одноэтажный вестибюль-тамбур 12.4 х 12. Днем, через этот тамбур, в здание проходили сотни людей, а ночью покрытие тамбура рухнуло. Причина, - срезалась консоль колонны, при нагрузке втрое меньшей  проектной. На тот момент на ригеля уложили только панели перекрытий.
Впоследствии я нашел эту злополучную Т-образную колонну в овраге,  куда ее тайком вывезли. На месте разлома консоли я увидал какое-то тряпье и ветошь  вперемежку с окурками и другим мусором. Такое впечатление, что в опалубку со знанием дела, весьма профессионально  было заложено пару ведер мусора образовавшегося после подметания цеха. Чувствовалась работа опытного диверсанта. Для верности, опорная арматура консоли в нужном месте также отсутствовала, в верхней зоне был только базовый легкий каркас. Если бы в консоли стояла опорная рабочая арматура, то весь ригель не рухнул, а завис бы на арматуре. Ситуация была бы аварийной, но до летальной аварии дело бы не дошло.
Это была самая стрессовая ситуация за всю мою карьеру. По началу, на эту аварию ринулись профессора учебных институтов, предвкушая счастье, но строители  в срочном порядке все это быстро замяли, так как в бурные 80-е, заводы, готовившие ж.б. изделия для каркасных зданий часто  сами же и монтировали их. Так что в этом случае строитель и изготовитель  шли в одной упаковке.
Собственно говоря, ситуация для меня была стрессовой только по той причине, что работа эта была «внеурочная», не проходила через проектный институт где я работал и выполнялась напрямую для заказчика, миную свору нахлебников стоящих надо мной в проектном институте. А время было суровое, Леонид Ильич Брежнев хотя и был в тот момент без сознания, но на мавзолее еще стоял. Так что проектной ошибки в этом случае хотя и не было, но появись трупы в результате обрушения перекрытия, я был бы втянут в длительное следствие, а шить дела в те времена умели не хуже.

Ниша для телефона (эксплуатация)

Обследование зданий в Армении после землетрясения 7 декабря 1988  года. В одном из каркасных зданий мы обнаружили в колонне нишу для телефона. Правда это было на последнем этаже, и ниша была вырублена между двумя продольными стержнями. Этот факт, конечно же, можно отнести к аварийной ситуации созданной эксплуатаций. Я бы не считал это уникальным случаем, так как вырубка несущих конструкций в наши дни, особенно при реконструкции старого жилья и хрущеб, тотальное явление, которое происходит как по инициативе дебильных владельцев жилья без участия проектировщиков, так и по инициативе дебильных проектировщиков, которых можно отнести к отряду  «шашелей».

Не хватайтесь за анкера (строители)

Этот эпизод из 1997 года. Строительный пузырь только-только начал надуваться, первый постсоветский монолитный железобетонный каркас в Днепропетровске. Бывшие советские строительные кадры, от монолита нос воротят. На Балканах война, поэтому строительный бизнес в Украине поднимается с колен при участии югославов.

Эпизод в нынешние времена рядовой, но тогда это был прецедент. Стоя на ростверке, не хватайтесь за  анкера из ростверка под колонны, так как вы можете свалиться с ростверка вместе с анкером, так как  он может остаться  у вас в руках, а не в ростверке. А если это будет на высоте, да еще на краю перекрытия? Собственно говоря, причина тут понятна, - забыли установить в ростверк анкерные выпуски, потом насверлили в ростверках отверстия глубиной до 3см и вставили туда анкера, лишь бы анкер от ветра не падал.


Самое интересное, что если бы  все же забетонировали   колонны с  анкерами «шитыми белыми нитками», то здание так бы и стояло до сих пор. Отмечу, что в то время сверл имени ХИЛТИ на наших строительных площадках еще не было, поэтому отверстия глубиной в 3см, обеспечивали устойчивое положение арматуры, на какое-то время. Такоя халтура, была трудно уловима  еще и потому что система контроля за качеством строительства  в большинстве организаций была нулевая. Заказчик и подрядчик, часто был в одном лице. За последующее десятилетие мало что изменилось. Иногда заказчик, он же «правильный пацан» считает, что ему достаточно платить «бабки», а строительство пойдет своим чередом.
До настоящего временя, пропуск анкеров и выпусков для наших строителей обычное дело и было бы моветоном, если бы какой-то объект не удостоился бы такого эпизода.

Рождественский подарок от строителей (строители)

Рождественские праздники 2002-2003 года. Как-то так получилось, что несколько колонн в 2002 году строители отлили до половины и отправились на рождественские песни, - дней на десять. Падал снег, опалубка была открытой, снег таял и замерзал. В 2003 году строители отпостившись и отбухавшись вернулись, закончили бетонирование колонн. После снятия опалубки  то место где был лед, напоминало армянскую нишу для телефона.



Колонна взрывоопасная  (изделие + строители)

2000 год. Стоило строителям  вылезти из цокольного этажа и отлить колонны первого, как кончились «бабки». Объект в замороженном состоянии простоял около 2-х лет. К сожалению, этот продукт был только заморожен, но не законсервирован. Когда строители вернулись, оказалось, что колонны первого этажа вспучились. Эпикриз лаборатории строительной академии гласил, что в составе бетона в гранитном щебне присутствовал еще и обожженный известняк. Миграция влаги в бетоне способствовала гашению примесей обожженного известняка, который был в крупном заполнителе. Это привело к вспучиванию и дополнительному разрушению защитного слоя бетона, а внутри сечения образованию внутренних микротрещин и снижению прочности бетона.


Как потом объяснял завод, - забыли помыть бункер. Проникновение воды в бетон происходило по вертикальным стержням продольной рабочей арматуры колонн. Попутно с гашением известняка, происходила и коррозия арматуры. Чем сильнее коррозировала арматура, тем легче вода проникала в бетон колонны. Интересно, что если бы строительство шло без перерыва, и первый этаж накрыл бы второй, то мы бы и до сих пор не знали, что в колонне заложен грязный заполнитель. Этот случай говорит о том, что ошибки не всегда бывают явными, а в данном случае они проявились в экстремальной ситуации, созданной подрядчиком,  не законсервировавшим объект.

Продавливание (строители)

Когда я рассказываю молодым специалистам о продавливании, то всегда упоминаю о женских туфлях на шпильках протыкающих асфальт.
Как известно с продавливанием фундаментной плиты и плиты перекрытия можно бороться, увеличивая толщину продавливаемого элемента или класс бетона. Можно также увеличивать периметр продавливания, за счет: увеличения сечения колонны, или постановкой банкетки под колонну или капитель под перекрытие.


Но не все так просто. На двух объектах строители не понимали, что нужно сначала отливать банкетку, а потом колонну. Поэтому они посчитали, что будет более технологично, отлить сначала колонну, а потом сбоку сделать нашлепки из бетона. Я пишу нашлепки, так как они по своей функции банкетками уже не могут быть. Обнаружить эту «мину» практически не возможно, так как постановка нашлепки может произойти сразу после снятия опалубки колонны. Технадзор, если он существует, такие тонкости не улавливает, а проектировщики появляются на строительстве эпизодически, так как с ними договор на авторский надзор не заключается и на фиксацию скрытых работ они не приглашаются. Кстати, отсутствие договора на авторский надзор не избавляет проектировщиков от преследования его подрядчиком и заказчиком с требованием подписать акты на скрытые работы.

Замороженная колонна и перекрытие (строители)

2010 год. Смена подрядчика. Новый подрядчик начал с того, что залил участок плиты перекрытия и 9 колонн  непосредственно перед 25 градусными морозами. Готовность к производству бетонных работ в зимнее время была нулевая. Апофеозом такого бетонирования было замерзание бетона в бадье. В связи с этим казусом, пришлось бадью положить на верхние арматурные сетки плиты, что бы каким-то образом освободить бадью от бетона. Естественно верхние сетки были прижаты к нижним, а подрядчик покинул строительство. Третий на этом объекте подрядчик начал с демонтажа замороженной 2-м подрядчиком плиты и колонн.




Одна из  9-ти колонн была в тонкостенной металлической трубе. После замораживания бетона, стальная труба стала как-то странно выглядеть, поверхность трубы приобрела легкую винтообразную поверхность. Скорее всего, винтообразное вздутие колонны связанно с технологией производства трубы.
Следует отметить, что демонтаж перечисленных элементом не представлял никакой сложности, что мы и видим на фото.

Центрирующая прокладка (проектировщики)

Этот случай подробно описан на сайте в статье «Метафизический шарнир».


Не буду перечислять все 19 ошибок навороченные вокруг этого узла, но отмечу только то, что мне за все сорок лет проектирование впервые удалось встретить ж.б. колонну не защемленную в ростверк или в фундамент, а опертую на ростверк через глубокомысленную центрирующую прокладку, которая не только выключила из работы колонны продольную арматуру, но и организовала аварийную концентрацию нагрузи от ж.б. колонны 500х500 на участке опорной пластины 200х200.

Интродукция...

Наивная нормативная база со  своими  предельными деформациями предполагает, что проектная документация будет реализовываться неукоснительно. Но между нормативной базой и построенным объектом находятся толпы проектировщиков, работников заводов по производству изделий, службы технадзора, подрядчики и чиновничье воронье. Всю эту толпу можно назвать инфраструктурой строительства. Уровень этой инфраструктуры соответствует уровню практически всех институтов страны, что в свою очередь соответствует скорее «понятиям» чем действующим и недействующим законам. Если главный конструктор хочет, что бы  объект не развалился, не провалился и не пополз туда, куда не нужно, он должен работать как по  «СНиПам» так и по «понятиям», которые также  являются «нормативной базой». За каждым объектом стоит свой «правильный пацан» со своими понятиями. Будут понятия эволюционировать в сторону СНиПов, будут эволюционировать в эту же сторону и главные конструктора иначе произойдет как у Канчели.

Торкрет бетон (завод или строители)

Не часто приходится иметь дело с торкрет бетоном. Один из случаев  произошел зимой 1998 году на одном из зданий с монолитным ж.б. каркасом. На третьем этаже здания были обнаружены колонны с вертикальными трещинами до 1мм. Вертикальная нагрузка не превышала 20% от проектной нагрузки.  На вид трещины выглядели как усадочные. Испытание отобранных из дефектных колонн образцов  в большинстве случаев показало марку бетона 120-150, а в некоторых колоннах не удалось выбурить керн, так как он рассыпался. В связи с тем, что демонтировать колонны уже не представлялось возможным, - сверху уже было отлито два этажа, принято было решение взять дефектные колонны в  обоймы из торкретбетона.




Ноги этой аварийной  ситуации могут расти как из завода поставщика бетона, так и по причине низкого качества подрядных работ, то ли воды в бетон добавили сверх меры, то ли миксера в очереди стояли полдня. В свое время именно об этом я написал злобную статью о 10 способах получения бетона марки 100 из бетона марки 300. (статья - 10 способов избежать «железобетонных рогов»)

Лестница - сэндвич (строители)

Этот объект можно датировать 2003 годом. Монолитная железобетонно-кирпичная лестница. По каким «понятиям» считать нагрузку на эту лестницу? Хорошо господину Канчели,  работающему в рафинированных условиях  СНиПов,  математических символов и с цивилизованными турецкими строителями, а   простым  конструкторам приходится иметь дело и с таким вот дебилизмом. Правы были Витрувий и Филарете,  считавших, что архитектор, это еще и строитель, и что за подрядчиком нужен глаз да глаз.





Антонио Филарете: «Если даже архитектор достаточен и хорош, если мастера жалкие, то есть они не мастера вовсе, они ввергнут его в неудобство, и через них он может навредить своему зданию… Он должен распоряжаться мастерами таким образом, чтобы все, что они сделают, подвигало работы вперед, и чтобы ничто не требовалось разрушить или снести. В этом он ответит одной части своего назначения».

Продольная арматура колонн и хомуты (строители)

Каждому новому подрядчику на наших объектах приходится объяснять, что при вязке каркасов колонн, концы поперечных хомутов нужно загибать в тело колонны или проваривать нахлестку, если конец хомута нельзя загнуть в тело колонны. Приходится объяснять строителям, что поперечные хомуты, это не прихоть проектировщиков, что «надо Федя»,  что колонна без поперечных хомутов развалится, так как продольные стержни, при отсутствии хомутов или с  разомкнутыми хомутами, - не работает. Но каждый раз, на новом объекте Федю приходится  хватать за руку. Учитывая, что редко строители предъявляют армирование колонн проектировщикам как скрытую работу, то можно быть уверенным, что огромное количество колонн в построенных объектах функционирует с разомкнутыми хомутами. Впору в ж.б. колоннах ставить металлические сердечники, что бы решить эту неразрешимую проблему.




Армянские шпонки (строители)

К причинам массовых разрушений и повреждений зданий следует отнести:
несоблюдение или выполнение с низким качеством конструктивных мероприятий, обеспечивающих сейсмостойкость зданий и сооружений (отсутствие антисейсмических поясов, необеспечение жесткости дисков перекрытий и покрытий, отсутствие арматурных сеток в каменной кладке и др.);
низкое качество строительно-монтажных работ (отсутствие сварки, отступление от проекта, непровар стыковых соединений или отсутствие сварки там, где она должна быть; плохая укладка бетона в конструкциях, отсутствие замоноличивания стыков бетоном, несоблюдение технологии устройства стыков и их конструкций и т.п.);
неудовлетворительное качество строительных материалов в конструкциях и т.д.

(из статьи "Землетрясение в Армении 7.12.1988 г.")

При обследовании объектов в Кировокане, после землетрясения 1988 года, наиболее впечатляла нулевая марка бетона в железобетонных вертикальных шпонках. Следует отметить, что обычная кирпичная кладка, совсем не то, что армянская кладка «мидис» из туфа. Эта кладка ведется из наружных и внутренних камней туфа с забутовкой пространства между ними. В связи с этим марка раствора, качество забутовки, пояса и вертикальные шпонки  имеет первостепенное значение. В какой-то степени, это полуфахверковая система. К нашему  удивлению, во многих случаях, пробивая железобетонную вертикальную шпонку, из нее высыпался  черный песок, это свидетельствовало  о том, что шпонку заливали  раствором с нулевой маркой.

Фотография из Спитака, находящегося в 10км от Кировокана,. В Спитаке обследовать было уже нечего. На другой фотографии армянская шпонка до бетонирования.





Украинские шпонки (строители)

Как то потребовалось в кирпичном столбе 380 х 380 вставить ж.б. шпонку 140 х 140. К нашему прискорбию обнаруживаем, что каменщики при попустительстве мастеров и технадзора, дыру в образовавшемся колодце забрасывают кирпичным щебнем,  и время от времени, набрасывают сверху кладочный раствор. Какому идиоту проектировщику пришло в голову бетонировать  шпонки, когда под руками бетона нет, а есть битый кирпич и раствор. С тех пор к проектной необходимости устройства шпонок, приходится относиться весьма подозрительно.





Если убрать ж.б. сантехкабину (эксплуатация)

Как-то у меня спросили: «Можно ли в панельном доме вынуть на каком-то этаже сантехблок». Пришлось рассказать, как о юридических аспектах, так и о проблемах устаканивания всей вертикали сантехкабин. Если ж.б. сантехкабина и не несущая, но тем не менее, она стоит в распор между перекрытиями, то она начинает работать как несущая. При такой схеме панель перекрытия между сантехкабинами стоящими враспор, работает не по той схеме, по которой рассчитана.  Стоит вынуть такую сантехкабину где-нибудь на четвертом этаже, как все панели перекрытий, находящие  сверху получат дополнительный прогиб. В таком случае неизбежны деформации в квартирах сверху.

Мы не снабжаем схемой этот эпизод, так как в следующем примере разовьем эту мысль.

Шпонки между панелями перекрытий (строители)

Все знают, что в сборных панелях перекрытий, на боковой поверхности имеется шпонки (вмятины). Задача их проста, - при замоноличивании швов между панелями, обеспечить совместную работу панелей в диске перекрытий. Известно, что если приложить сосредоточенную нагрузку на панель перекрытия, то часть этой нагрузки (50%) передается на две смежные панели перекрытия. В этом случае нагрузка на смежные панели передается через замоноличеные шпонки, в которых бетон работает на срез.
На рядовом строительстве  следующая матрица: панели уложили и каменщики погнали дальше вести кладку. Причем поначалу они ведут кладку прямо с только что уложенного перекрытия, ставят на перекрытия пакеты с кирпичом, ящики с раствором, бросаются  окурки, с кладки падает вниз раствор, потом поднимаются опалубочные столы и т.д. Ни один «Федя» не думает, что сразу после монтажа панелей перекрытий нужно залить швы.
Вот только когда каменщики закончат здание, они пошлют подсобников заливать швы. В швах полно мусора, а плиты получили разные прогибы. Поэтому у нас на потолке плиты скачут как попало, швы сверху проливаются формально,  щели снизу заделываются штукатурами.
Как-то вынули в одном офисе ненесущую кирпичную перегородку стоящую враспор, из под такой недоделанной панели перекрытия, где швы были выполнены по описанному  выше способу. Шпонки не сработали, панель перекрытия, на которой выше этажом тоже стояла кирпичная перегородка получила прогиб до 3см, смежные перекрытия остались на своих местах.





Следует отметить, что вес одного погонного метра перегородки из полнотелого кирпича с высотой помещения офиса в чистоте 3м = 750кг, при несущей способности панели = 800кг/м2. Так что впору в этом случае поговорить и об аварийной ситуации и нужно глянуть, как ведет себя перегородка сверху. Как минимум между вышележащей перегородкой и следующим перекрытием, раскрылись швы. В этом эпизоде я не рассматриваю, какие должны быть швы между перегородкой и перекрытием, так как этот вопрос чаще игнорируется строителями, чем делается правильно.

Гестаповцы с овчарками

Как-то руководитель технадзора на одном из достаточно больших объектов, крупный мужик под 190см, бывший военный строитель, попросил меня пройтись вместе с ним по объекту и чтобы я его материл при рабочих, указывая на брак. Таким образом он хотел приобрести некую легитимность от яцеголовых проектировщиков, которые по видимому, находятся у рабочих в большем авторитете, чем бывшие военные строители с командным голосом. Действительно, проектировщик и без мата иногда может записать в журнал авторского надзора, такие слова как «Демонтировать и выполнить по проекту» и будет это за счет подрядчиков, что намного хуже мата.
Часто вспоминают, что при  Сталине строили качественно. Народ затосковал за гестаповцами с овчарками. Кстати, недавно в Днепропетровске украинскими и турецкими строителями, под руководством немецкой фирмой HOFTIF  был построен стадион «Днепр-арена» с невиданным для Днепропетровска качеством. Все-таки можем, если захотим.




Гостиница Виру

В свое время 23-этажная гостиница «Виру» 1972,  угробившая «Старый Таллин» была чудо объектом в монолитном железобетоне, построенном финскими фирмами.  Через 25 лет дошло дело и до украинского монолитного железобетона. Перечитывая материалы о строительстве гостиницы Виру, обратил внимание на полученную по факту марку бетона колонн. Оказалось, что самая низкая марка в нескольких колоннах была равна проектной, а в остальных колоннах марка бетона была выше проектной.

У нас, некоторые, если не многие строители считают, что действительно только в нескольких колоннах марка бетона должна равняться проектной, а в остальных колоннах она должна быть ниже.




Два завода по производству бетона

Один завод отпускает бетон, который достигает заявленного класса бетона, а другой завод отпускает бетон, который не достигает в конструкциях заявленного класса. Вот только, в первом случае цена бетона дороже, а во втором случае дешевле.

© А.Прокуратов

А количество обращений за экспертизой  растет ... Берегите себя...

_________________
No comments

стройка

Previous post Next post
Up