Катаклизм как мера цивилизации.

Jan 15, 2010 00:46





На фоне катастрофического землетрясения на Гаити, и развернувшейся у Германыча дискуссии
о качестве советского строительства вспомнился 1988 год и Спитакское землетрясение...
И ведь строили с запасом и на сейсмику рассчитывали ан на тебе. Более 25 тысяч жертв.
А на Гаити пророчат до полумиллиона ...


Слово очевидцам.

ЖЖ юзер  honestlil.livejournal.com/104824.html побывала в 1988-м  на месте событий спасателем - добровольцем.




Бывает так : уверен, что некие события давно забылись, и вдруг неожиданно начнешь вспоминать.
Хотя 20 лет прошло.
После землетрясения в армянском городе Спитак я поехала туда спасателем-добровольцем.



Сейчас вспоминаю, что там было. И чего не было. Раскладываю воспоминания на две кучки, что было и чего не было.
Не было
печей в палатки, и самих палаток, бульдозеров, экскаваторов. Домкратов не было. Респираторов не было. Я попыталась мастерить из марли, по типу хирургических масок - но в них не получалось работать, нужны специальные. Пыль вредна как таковая, а пыль с примесью цемента, асбеста и пр. - токсична. Не было.
Подъемных кранов не было.
Была
вода. На мыться - конечно, не было, а пить - было. Минеральная. Местная. Пить можно, а вот чай получается - гадость невыносимая.
Гробы были, бесплатно. Нужно - приходи, бери. Сразу же появились, еще и спасателей-добровольцев не было, еще пожары горели, а военные гробы уже у стадиона сложили. Длинные такие штабеля. Чуть ли не в первые же сутки.
Не было
саперов, направленные взрывы для расчистки организовывать было некому. Нам военные дали каких-то пакетов, и один из спасателей делал шнуры (отверстие в завале, куда закладывается заряд, и вокруг заполняется песком). Я его спросила - ты где научился ? а он говорит : да ты что! я ж с детства! я вообще в Технологический поступал, полбалла недобрал. Но вообще у нас стена обрушения подрублена не так. Чую. Так что если нас сейчас к херам не завалит - я еще раз буду поступать, обязательно.
Были
защитные каски строительные. Много. Но это для разборки завалов снаружи, спасателям они не нужны. В завале в каске работать все равно невозможно.
Мародеры были, много. Мертвых если брезентом не накроют - смотреть сил нет, пальцы в разные стороны торчат под дикими углами, мародеры кольца снимали.
Не было
спасательных веревок, тащилок, аварийных рукавов. Домкратов не было - это я уже говорила. Досок для укрепления галерей, штреков и лазов не было. Солдаты мебель рубили для этого, и арматуру всякую собирали. Выходило плохо : мебели уцелевшей мало, ее тут же на дрова растаскивают, а если и есть, она слишком тонкая. А досок не было, укрепить нечем. Ползешь, завал живет своей жизнью, как будто дышит. Страшно.
Были
военные. Много. С автоматами наперевес, как на войне.
Не было
геофонов - приборов, способных улавливать издаваемые людьми звуки; обученных собак для розыска под завалами не было.
Спирт был.
Была
гуманитарная помощь. Много, хорошая. Ею торговали на всех городских рынках. Военные были заняты ее охраной, власти - распределением, бандиты отбиранием.
Не было
светильников и прожекторов. Но ночью тоже работали. Как - сейчас даже не могу объяснить. Как-то. Отчасти потому что спать холодно : -10 градусов, спальники есть не у всех, обогрева не было.
Дизельных генераторов не было.
Были
спасатели-австрийцы со специально обученными собаками, которых они над завалами на руках носили. Меня мужчина в жизни всего раз т а к на руках нес, как они своих псов.
Были псевдожертвы землетрясения, в Ереване выбивающие деньги во всевозможных инстанциях.
Не было
«часа молчания», когда глушат всю технику и слушают - вдруг под завалом живые. Потому что слушать это надо аппаратурой, а ее не было. Была пригодная для этих целей у военных, но им уже на третьи сутки запретили ее давать по причине секретности. Но иногда слышно и так.
Была пожилая женщина, она стучала по уцелевшей трубе обломком кирпича, ее хорошо было слышно на поверхности. Мы разбирали 14 часов. Когда часть разобрали, часть обрушили, сделали лаз, и я спустилась к ней в завал, потому что нужно было фиксировать ее на носилки. Я с ней посидела там часа три - мне как-то неловко уйти было, им же когда говоришь «я за вами вернусь», они не верят, сразу выть начинают. Домкратов не было, носилок правильных не было, крана не было, только самодельная лебедка. Тащили трудно. Так она мне говорила : деточка! такие слова молодой девушке нельзя говорить, тебя же замуж никто не возьмет!
Борт обратно тоже не дали, не было. Мы улетали за свои деньги, через Краснодар, черт знает как.
Спасателей-добровольцев, с которыми вместе там была, больше не видела. Чтобы писать, звонить друг другу - такого не было.
Это хорошо, что мы там были.
Я так думаю.

Тогда в городе погибли 4 тысячи человек - каждый третий житель.


А теперь слово эксперту:

Прокуратов Ю.А. в 1989 году был участником в составе группы проектировщиков от Укржилремпроекта по вопросам обследования и проектирования поврежденных зданий в городах Кировокан и Степанован.
Фотографии сделаны автором в г.Спитак.
Это землетрясение имело катастрофические последствия, по причиненному ущербу, количеству жертв (более 25 тыс. человек) оно является крупнейшим в истории Кавказа.
Землетрясением была охвачена территория с населением около миллиона человек, сильным разрушениям подверглись 4 города и 17 районов республики. Более полумиллиона человек осталось без крова, разрушено 365 сельских населенных пунктов, в том числе 58 полностью. Из 200 промышленных предприятий, попавших в зону землетрясения, 157 перестали функционировать. Повреждено или разрушено более 61 тысячи жилых домов, более 200 школ, около 180 детских садов и 160 объектов здравохранения и много других объектов. Общая сумма потерь потерь национального богатства составила около 10 млрд. рублей (в ценах 1990 г.)
Здания и сооружения городов Ленинакан, Спитак, Коровокан, Степанован, которые попали в зону наибольшей интенсивности зелетрясения, относятся к двум конструктивным схемам: каркасные здания и сооружения и бескаркасной конструкции, причем каркасные здания и сооружения имели полный или неполный (внутренний) несущий каркас. Каркасные здания имели как правило, каркас из сборных железобетонных конструкций (за редким исключением - из стального проката), бескаркасные - практически все из местного туфового камня.
Разрушение зданий, даже однотипных, не были похожи при нахождении их в зонах с одинаковой интенсивностью землетрясения в силу различных причин, главными из которых являлись применение низкокачественных материалов и несоблюдение требований при строительно-монтажных работах. В то же время можно назвать общие признаки разрушений и повреждений, а также выделить особенности, присущие, очевидно, данному землетрясению.
Для всех зданий общими признаками разрушениями были следующие: полное или частичное обрушение элементов несущего каркаса; деформации каркаса с наклоном, как правило, в сторону эпицентра; обрушение конструкций по вертикальным плоскостям среза, совмещенным с плоскостями перегородок; разрушение и обрушение заполнений из туфового камня.
Многие здания, хотя и сохранили устойчивость, имели сильные разрушения: смещение плит перекрытия и лестничных маршей, большие трещины и смещения в наружных и внутренних стенах, вывалы каменной кладки, разрушение ограждений балконных плит, частичное обрушение кровли и другие.
Одной из особенностей разрушения протяженных зданий, имеющих направление продольной оси, близкое к направлению на эпицентр, был отрыв торцевых частей зданий (очевидно, по ослабленным сечениям).
Преобладающими видами повреждений бескаркасных зданий были полный и частичный отрыв продольных стен от поперечных, разрушение карнизов и перемычек, трещины по наружным, внутренним стенам и перегородкам, разрушение архитектурных украшений и выпадение наружу выступающих частей зданий, обрушение покрытий и перекрытий.

К причинам массовых разрушений и повреждений зданий следует отнести:
несоблюдение или выполнение с низким качеством конструктивных мероприятий, обеспечивающих сейсмостойкость зданий и сооружений (отсутствие антисейсмических поясов, необеспечение жесткости дисков перекрытий и покрытий, отсутствие арматурных сеток в каменной кладке и др.);
низкое качество строительно-монтажных работ (отсутствие сварки, отступление от проекта, непровар стыковых соединений или отсутствие сварки там, где она должна быть; плохая укладка бетона в конструкциях, отсутствие замоноличивания стыков бетоном, несоблюдение технологии устройства стыков и их конструкций и т.п.);
неудовлетворительное качество строительных материалов в конструкциях;
самовольное изменение проектных схем зданий населением в результате перестановки несущих и самонесущих стен с целью увеличения жилой площади за счет лоджий и балконов;
ослабление несущей способности грунта основания в связи с самовольным устройством в жилых зданиях подвалов под лоджиями первых этажей и в техническом подполье.









   



  


(c) Прокуратов Ю.А. 

Короче смысл моего спича прост, в цивилизованных государствах все так или иначе приучены соблюдать нормы.
Что строители, что государство, что граждане. Отсюда отсутствие незаконных перепланировок в немецких многоэтажках.
Отсюда соответствие нормам при строительстве. И как следствие минимальное количество жертв при катаклизме.
Японцев тех каждый месяц трясет, а китайцев тряхнуло - несколько десятков тысяч жертв. Так и у нас в Армении тогда.
Просто Китай несколько более плотно заселен.

Ну нормы сейсмического  районирования мы тогда конечно  пересмотрели. Руководство новое выпустили.
И не одно. А кто будет следить за выполнением... А что с теми зданиями, что по новым нормам не вписываются?
Стоят болезные по сю пору. Лично видал в Минводах санатории бывшего УД построенные под 7 баллов, их там не один такой. Усилять по уму  - ни божежмой - дорого.

Отсюда мораль, ни мы тогда и сейчас, ни Китай  нынче - окончательно цивилизованными странами не стали.
Вот когда жертв подобных катаклизмов будет раз в сто меньше - добро пожаловать в цивилизацию...
Но конечно и не Гаити, и это радует.. А скорость продвижения Китая - пугает. Всего 50 лет назад он был не лучше Гаити..

Так что режьте несущие господа, режьте... В Москве тоже землетрясения бывают.
Слабенькие по 3-4 балла и редко, но бывают. Последнее в 1978 году было.
Периодичность 50 лет.
PS. Я побывал в Ленинакане только летом более чем через полгода после событий.
И даже это произвело на меня неизгладимое впечатление...

_________________
No comments

аварии

Previous post Next post
Up