Сегодня еще немного информации важной для понимания сути произошедшего.
С места событий.
На сегодняшний день ничего принципиально нового.
Очевидной версии причины событий нет. Продолжается сбор данных.
Ставится задача определения наименее пострадавших машин, определяются возможные сроки ремонта.
Пока вполне вероятностные, т.к. достоверных данных о повреждениях относительно уцелевших машин нет. Мечты -- 6 месяцев.
Продолжается разбор завалов.
Откачка воды из машзала на 22:00 не началась, продолжается монтаж заглушек.
По всей вероятности начнется сегодня ночью.
На ГА2 в момент аварии разгона не было, работал штатно, был в сети,
разгружался, как справедливо было замечено где-то в комментах.
В работе автоматики явных нарушений не видно.
http://greycygnet.livejournal.com/
Руководство ГЭС пытается всем доказать, что всему виной стал заводской брак турбины, сделанной в Питере на заводе «Силовые машины».
Однако на питерскомпредприятии «Силовые машины» опровергли информацию о возможном производственном браке. - Этого нет и быть не может, - рассказала L!FE.ru начальник
управления службы информации ОАО «Силовые машины» Мария Алиева. - Наши специалисты - одни из лучших в мире. Турбина была полностью рабочей, в течение трех
лет с момента установки наши инженеры регулярно проверяли ее работоспособность. Турбину, на которой случился прорыв, на Саяно-Шушенскую ГЭС установили в
1979 году. Через три года гарантийные обязательства со стороны завода-изготовителя исчерпали себя, а продлевать обслуживание руководство ГЭС отказалось. -
Срок работы этой турбины - 30 лет, - объясняет Мария Алиева. - Ровно тридцать лет она и отработала. А дальше дала сбой. О том, что 30 лет - предельный срок
службы этой турбины, руководство ГЭС прекрасно знало, но никаких мер не
было принято. Наши специалисты за 15 лет ни разу не вызывались на ГЭС. Экономия Именно в этом, 2009 году турбину было необходимо заменить. Однако грянул
финансовый кризис, и руководство ГЭС решило повременить с покупкой нового дорогостоящего оборудования. - Нам никаких заявок на новую турбину не поступало,
- говорит Мария Алиева. - Хотя это странно, ведь у нас с тех пор остались все чертежы, размеры и особенности турбин для Саяно-Шушенской ГЭС, и мы готовы
были изготовить новое оборудование. Турбина, изготовленная 30 лет назад и полностью выработавшая свой ресурс, несла в себе потенциальную опасность для
людей и экологии. Причина одной из самых страшных катастроф последних лет - в банальном износе оборудования и скупости.
http://life.ru/news/219859 ****
Сначала я думал о том, возможен ли гидроудар. Посмотрев схему станции решил что гидроудар такой силы маловероятен.
Первая и вторая турбины имеют сменные рабочие колёса. Что явно не в пользу надёжности. Делались сьёмные колёса для того, чтобы в период строительства турбины могли работать при напоре в 64 метра.
Проскочила непроверенная инфа о том что вторая турбина была в ремонте, толи выводилась из ремонта.
Но если шибера открывались слишком быстро, то турбина могла иметь резкие непроектные нагрузки.
Прочитал что причиной аварии явилось разрушение опорной крышки турбины. На мой взгляд это наиболее правдоподобная версия, тем более что и ранее отмечалось то, что качество металла рабочих колёс было низким. А при пуске турбины имели очень большую вибрацию.
Теперь о людях.
Как мне кажется, температура воды Енисея на рабочих колёсах СШГЭС не выше +14 градусов. Забор воды идёт с глубины 64 метра от отметки воды верхнего бьефа.
Следовательно продержаться в такой воде легко одетый человек может не более 4-6 часов. Даже если он и плавает в воздушном пузыре на надувном матрасе.
И опять вернусь к причине аварии.
Мне кажется что если шибера открывались слишком быстро, то турбина начала раскручиваться в нештатном режиме. Вследствие этого началось разрушение рабочего колеса. Разрушающееся колесо начало трясти и выворачивать всю турбину.При этом она начало разрушать бетон улитки рабочего колеса и выламывать большие куски конструкции. В образовавшуюся под крышкой щель вырвалась вода с давлением не меньше 16 атмосфер. Вода с таким давлением и с таким дебитом моментально разрушила конструкции вокруг турбины. Разлетающимися кусками второй турбины были разрушены генераторы соседних турбин.
Когда смотришь видео, на нём видно как хлещет вода из второй турбины на высоту около 40 метров. Те кто знаком хоть немного с гидравликой прерасно понимают, что после такого потока найти тела пропавших не менее чем 60 (сейчас говорят и о 100) человек нереально. От них ничего не осталось в первые пару минут.
Ну и последнее. Есть отвратительная закономерность. Подобные масшабные аварии на промышленных обьектах всегда происходят в пересменку.
Человеческий фактор тут работает в полную силу. Одни уже устали после смены и спешат домой. Другие ещё не включились в рабочий ритм. Сменное начальство занято главным образом передачей сменной документации. А что в это время делает персонал остаётся почти без контроля.
mihalych-org.livejournal.com/278720.html __________________
No comments