Click to view
Под катом версии причин катастрофы. Потому как не авария это.
Потому как МЧС уже считает всех "пропавших без вести" - погибшими.
А это минимум 64 человека, не считая официальных 12-ти ...
****
Агрегат №2 выведен в ремонт, повидимому осущена или частично осушена спиральная камера и водоподводящая и водоотводящая трубы (на макете на странице хроники закрашено синим) для простоты - от красной табуретки наверху плотины до такойже маленькой внизу. По списку обязательных мероприятий сверху необходимо было снять напряжение с лебедок поднимающих затворы, поставить их на механические стопора, возможно - опустить кранами дополнительные шиты (это не всегда нужно, но если осушали то нужно). Снизу также опускаются щиты и делается все тоже самое, агрегат ставится на специальные домкраты и фиксируется от проворота.
Гидроудар в агрегате№2 - виден невооруженным глазом, это и разорванные части ротора в машзале и вылетевшая и перевернувшаяся вверх ногами крестовина на которой висел весь генератор с турбиной и фонтан воду бьющий из машзала на видео.
Короткое замыкание статора агрегата №9 в следствии затопления машзала - огонь полыхающий в машзале со стороны правого берега на видео, выплавленный до "нету" статор на фото и видео где остался один возбудитель на крестовине в яме с водой.
У меня нет вопросов почему это произошло - человеческий фактор.
Вариант "А" (официальный) - ремонтные работы велись в подводящей трубе агрегата №2, была ослаблена прочность стены между водоводами №2 и №3, стена проломилась и вода ударила в агрегат №2 - уперлась в крышку агрегата№2 и выбросив его в машзал затопила его... Симпотично)) особенно если в трубе реально были рабочие и на них можно все повесить, ток один вопрос: Согласно всем инструкциям "Агрегат находящийся в резерве должен находится под полным давлением воды", вопрос - где успел разогнаться поток воды так что выбил агрегат? негде ему разгоняться, максимум он заклинил-бы агрегат и начал медленно(!) просачиваться в машзал.
Вариант "Б" - взрыв трансформатора (официальная). Хорошо, Вам удалось это сделать, хотя это очень трудно - в моей практике трансформатор загорелся и "взорвался" после четырехкратной подачи напряжения на поврежденный трансформатор. Так вот, стена машзала от этого не упадет, а максимум на ней будет гореть масло и т.д. и т.п. - короче, там была бы такая дымовая завеса что ее увидели бы все и даже городской штаб МЧС))
Вариант "В" (мой личный) - кто-то, кто готовил рабочее место не отключил напряжение с приводов лебедок агрегата №2 наверху и не поставил их на стопора, или не вывесил плакат "не включать работают люди", другой кто-то увидев отсутствие плаката или еще почему-то подал напряжение и включил лебедки на подъем щитов открыв напор воды на агрегат №2. После начала аварии о косяке быстро поняли и щиты опустили, хотя по звуку на видео их сбросили аварийной кнопкой (сильный хлопок в конце съемки). Дальше подчищаем концы - снимаем напряжение с лебедок вешаем плакаты и вливаемся в общие спасательные работы... Не знаю я бы с этим жить не смог. Я однажды по ошибке пустил агрегат в ремонте, благо никого не угробил, а агрегат автоматика остановила - меня неделю трясло при мысли что ребята на пару минут позже с ротора бы ушли...
Всем семьям погибших мои соболезнования, Саяны были нашей гордостью, а теперь станут и нашей болью и совестью... Надеюсь всех гидриков СССР.
Андрей - Дежурный инженер Иваньковской ГЭС
http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745-p74.html ***
Про тех кто думает что Г2 был в ремонте и открыли водовод это бред. Лебедки поднимают затвор, ребята объясняю как работает. Там чисто гидравлика, затвор вешает десятки тонн, тут врать не буду точно сколько не помню, с одной стороны его давит вода, поэтому оторвать затвор не реально, когда водовод осушен. Когда поднимают затвор водовод заполняют через байпас постепенно потом, когда давление выровняться, дергают затвор, при этом давление масла в гидроцилиндрах достигает 140 кг. так заполняют до конца водовод и потом да конца поднимают, время подъёма 28 минут. И вообще Г2 в работе был никаких ремонтов не было. Остальные версии про КЗ, ты представляешь шины через которые ток десятки килоампер течет, чем перемыкать будешь, думаю лом испариться быстрее чем защита сработает.Так что хватит бред писать. Думаю работа как автоматики так и персонала была на высоком уровне, если у кого-то на предприятии бардак, то на СШГЭС работа персонала и ТБ на очень высоком уровне.
http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745-p74.html ****
Автоматика тут вряд ли при делах. АСУТП могла штатно отработать раскрутку, но а что она стала бы делать в случае падения оборотов? И какие ее действия при падении оборотов до нуля?
Для тех кто не в курсе. При попиле ЕЭС все обрезки взяли на себя обязательства по инвестициям в матчасть. В ДЕНЬГАХ. Т.е. в год нужно освоить определенную сумму и претензий к тебе - никаких. Во что вкладывать - решают сами владельцы.
Можно вложиться в действительно фундаментальные вещи типа котлов, турбин, высоковольтных трансов, а можно во вспомогательные - типа АСУТП, РЗА или какой-нибудь ТУЭ. Суммы примерно одного порядка, однако в первом случае от ТЗ до акта приемки лет 5, а во втором 1-1,2 года. Кроме того, замена агрегатов - дело гемморойное: заказать (а чертежи?), привезти (по ЖД никак, нужно судно нанимать), установить (кто устанавливать то будет?), испытать (мама!). Или наоборот: нанять генподрядчика (можно своего, или просто помойку), с субчиками - проблем нет, железо импортное, проверенное. Чего-нибудь смастерят.
Да не в этом даже дело. Вот сидит какой-нибудь временщик (а сейчас других нет) и думает: «1,5 года точно усижу. А усижу ли 5 лет? Неизвестно.» А ОТКАТ кому пойдет?! Т.е. «Быстро стибрил и ушел - называется: нашел».
В общем говоря, привыкайте к стране в которой мы живем. В ближайшие 5 лет будет еще 2 таких же катастрофки.
http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745-p74.html ****
Вот официоз с РусГидры:
В первоначальный период эксплуатации оборудования СШГЭС были выявлены некоторые конструктивные недостатки узлов гидротурбин, которые силами специалистов эксплуатации и заводов изготовителей были частично устранены, но работы по повышению надёжности отдельных узлов гидроагрегатов продолжаются, в частности по повышению надёжности рабочих колёс гидротурбин РО-230/833-В-677.
Гидротурбины Саяно-Шушенской ГЭС
Почти половина гидротурбин Саяно-Шушенской ГЭС имеет наработку более 90 тыс. час. За последние годы эксплуатации были выполнены значительные объёмы ремонтных, восстановительных и исследовательских работ, что позволило дать оценку надёжности и реально определить их эксплуатационный ресурс. После наработки в среднем 50 тыс. час объёмы ремонтных работ значительно увеличились. При наработке после ремонта 9-10 тыс. час приходиться выполнять массовые и регулярные работы по заварке трещин и кавитации на лопастях рабочих колёс. В среднем такой ремонт выполняется на 5-6 агрегатах в год, что связано с большими трудозатратами. Трудозатраты на эти работы составляют в среднем 9-10 тыс. час в год.
Наихудшее состояние имеет рабочее колесо гидротурбины № 10. На нём проведён наибольший объём ремонтно-восстановительных работ по ликвидации трещин, как на лопастях, так и на ободе. Совместным протоколом АО "ЛМЗ" и ОАО "СШГЭС" ещё в 1995 году было принято решение о замене рабочего колеса ГА № 10, где предполагается внедрить все известные к настоящему времени мероприятия по предотвращению трещинообразований. Проектирование нового рабочего колеса, включая модельные испытания, предполагается осуществить в 2007 году.
Т.е. родовые пороки + нещадная эксплуатация. Эти колеса (турбины) давно менять нужно было.
http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745-p74.html ****
Провел день на ГЭС.
Машинный зал уничтожен.
Разрушены три машины ГА2, ГА7, ГА9.
ГА1, ГА6, ГА10 визуально наименее пострадавшие.
Повышающие трансформаторы Т3-Т5 пострадали мало, есть надежда.
Начало истории - ГА2.
Теперь по версиям, на мой неквалифицированный взгляд:
1. Терракт - не верю.
2. Открытый затвор на сухой водовод. Нет. а) Затвор поднимается довольно медленно. б) все машины, кроме ГА6 работали.
3. Гидроудар. Гидроудар выглядит так: в результатате нарушений в гидравлике агрегата, лопатки направляющего аппарата резко закрываются. Вода оставшаяся за лопатками по инерции движется вниз по отсасывающей трубе, создавая вакуум, дальше под действием ваккума возвращется обратно и бьёт по закрытому НА. Штатно гидравлическая схема устроена так, что быстрое движение лопаток невозможно. Я не знаю скорости процесса гидроудара, по нашим архивам вакуума в отсасывающей трубе не было, в принципе, могли и не поймать. Если верить слухам, сейсмодатчики удара не зафиксировали.
4. Разрушение крышки турбины. Возможно.
5. "Электрическая" версия - не могу сказать, надо смотреть аварийные осциллограммы релейщиков. На станции эта версия не обсуждалась, только в интернетах в пересказе знакомых.
На сегодняшний вечер 12 человек погибших, т.е. найденных. 64 пропавших без вести, надежд найти их живыми мало.
Авария произошла в 8:13, время оперативок, допусков к работам, обходов. Кроме того на нижних отметках находятся мастерские турбинного цеха.
В группе, с которой я работал 5 лет, из десяти человек, пропало пять.
Осушение нижних отметок затруднено, возникают проблемы с установкой заглушек со стороны нижнего бьефа (выпускные отверстия турбин).
Результаты нашей пятилетней деятельности были уничтожены в течении 10-15 секунд. Судя по всему, автоматика на изначально неаварийных машинах была смыта или обесточена до того, как их параметры вышли за аварийные пределы. Система маслоснабжения тоже была повреждения. Дальше агрегаты были неуправляемы.
В результате отсутствия питания собственных нужд станции после аварии, для подъема затворов водосброса использовался дизель-генератор. Сейчас водосброс открыт полностью.
Интернет сейчас работает очень плохо, так что пока чукча не читатель, а писатель.
VIA
http://greycygnet.livejournal.com/ ****
Аварийный ШАНДОР (так называется эта задвижка) опускается под собственной тяжестью. Электроэнергии для этого не надо. В аварийном режиме предусмотрен механический запуск шандора. Включил его дежурный персонал станции (это у них отработано до автоматизма), но необходимо время для того, что бы добежать до устройства.
В начале развития аварии электроэнергия на станции была, т.о. скорее всего сработала автоматика, но не забывайте про столб воды в водоводе, при закрытом шандоре он продолжает вытекать (вот вам и минуты).
Основное ни кто не озвучил: Где оперативный журнал? Где журнал выдачи нарядов и распоряжений? Что в них зафиксировано?
Я думаю, что все высокопоставленные, участвующие в раследовании аварии, давно уже знают ее причину.
http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745-p74.html ****
__________________
No comments