Недавно вся бывшая територия СССР и некоторые страны зарубежья "праздновали" день ВДВ.
Если бы приспособления, о которых пойдёт речь, были приняты на вооружение Красной армии ,
гимн воздушно-десантных войск вполне мог бы начинаться со слов «Мы лежим с тобой в маленьком гробике».
П. И. Гроховский, 1935г.
Когда красные военачальники озаботились необходимостью проведения массовых воздушнодесантных операций , выяснилось, что десантников не на чем доставлять к месту выброски, при посадке десанта грузоподъемность бомбардировщиков использовалась не полностью. Дело в том, что бомбы - груз тяжелый, но компактный. Емкий фюзеляж бомбардировщику не очень-то нужен. В результате огромный ТБ-3 мог принять всего 20 парашютистов. Выход стали искать в применении разного рода подвесных кабин. Начали с небольших "люлек" под крыльями одномоторных самолетов. Первую такую конструкцию создали для биплана Р-2 (Р-1СП) в 1930 году. Больше всего эта штука напоминала окованный металлом гроб без крышки. Парашютист укладывался в люльку и лежал там до момента сброса.
На картинке, открывающей эту запись, вы можете видеть оборудованные выбрасывателями самолёты ТБ-1.
Над нужным местом летнаб самолета дергал за ручку бомбосбрасывателя, тросик вытаскивал предохранительную чеку и резиновый амортизатор переворачивал люльку. Парашютист вываливался, а фал, прикрепленный к люльке, выдергивал кольцо парашюта. Для десантника все происходило спонтанно, поэтому официально устройство именовалось "автоматическим выбрасывателем красноармейцев". Р-1 нес две люльки, Р-5 - четыре, а большой ТБ-1 - 16, располагавшихся под крыльями и фюзеляжем.
"Выбрасыватель" давал два преимущества: позволял полнее использовать грузоподъемность самолета и обеспечивал одновременный сброс всей группы десантников. Но войсковые испытания ТБ-1 с этим устройством, проходившие в 1931 году, выявили целый ряд недостатков. У парашютистов "люльки" напрямую ассоциировались с гробами: лежишь один, холодно, ни черта не видно, нет никакой связи с экипажем и другими десантниками, а потом вдруг - бац - и неожиданно летишь вниз...
А вот так в люльку Гроховского упаковывался десантник (под головой лежит парашют Г-5, тоже конструкции Гроховского, к слову):
Люлька в момент переворачивания:
По идее, десантник должен ощущать себя в таком устройстве мертвецом, которого несут куда-то в ветреную холодную погоду, а потом пьяные друзья и родственники случайно опрокидывают гроб над пропастью и несчастный покойник летит в бездну.
Собственно, судя по отзывам бойцов 3-й авиабригады особого назначения, где в 1932-м система Гроховского проходила испытания, они ровно так себя и чувствовали. А самого Павла Ивановича из Гроховского они промеж себя переименовали в Гробовского.
Комиссия по испытаниям пришла к вполне логичному выводу, что такой подход "отрицательно влияет на моральное состояние бойцов". "Автоматический выбрасыватель" забраковали. Но Гроховский потом несколько раз возвращался к подобным конструкциям применительно к Р-5, сделав места для десантников закрытыми (с открывающимися створками внизу), с окошками для обзора вниз-вперед и даже с бойницами для стрельбы.
Самолёт Р-5 с подвесными кассетами для транспортировки десантников.
Впрочем, не сложилось с выбрасывателем не только поэтому, но ещё и потому, что гробы под крыльями ухудшали аэродинамические свойства самолёта и увеличивали возможность аварии.
Параллельно работали над подвесными кабинами для тяжелых бомбардировщиков. Первую такую кабину сделали в 1931 г. для ТБ-1. Кабина КП-1 крепилась под фюзеляжем и была рассчитана на 16 человек. Весила она около тонны. У самолета-носителя уменьшались скорость и потолок, ухудшалась маневренность, увеличивался разбег. Но десантникам в КП-1, безусловно, было комфортнее, чем в "люльках-гробиках". В 1932 году кабина со второго захода преодолела рубеж государственных испытаний. 7 октября ее официально приняли на снабжение ВВС. В 1932-33 годах промышленность выпустила 50 штук КП-1.
Парашютисты занимают свои места в кабинах КП-1 серийного типа, Ленинградский военный округ, 1932г.
Подобная кабина под ТБ-3 вмещала уже 35 десантников. Планом на 1933-34 годы предусматривалось изготовить не менее 100 штук, но доводка затянулась, а в декабре 1933 г. начальник ВВС РККА Я. И. Алкснис решил из экономии вообще от кабин отказаться (они должны были обойтись казне в 2,5 млн. руб.).
Гроховский предлагал и другой путь увеличения количества перевозимых десантников. Бомбардировщик должен был буксировать планер. Первый такой планер, названный Г-63, построили под руководством Б. Д. Урлапова летом 1932г. Он был рассчитан на 17 мест, включая пилота, плюс 500 кг груза. Десантники располагались лежа в толстом крыле. Таскал планер на испытаниях в Гатчине биплан Р-5, сам по себе способный перевезти не более 4-5 человек. Это был первый десантный планер в мире.
Впрочем, в подвесных контейнерах - типа вышеупомянутых "гробов" - под крыльями Р-5 вывозили челюскинцев со льдины. Идея оказалась не такой уж мёртворождённой. В наружных контейнерах, типа показанных, установленных на По-2, во время войны вывозили раненых. Правда, без сброса в полёте... :)
Источники :
desantura.ru ,
alternathistory.org.ua