Врагу не сдается наш гордый Варяг...

Jul 18, 2013 00:00




Ни для кого не секрет, что правительство Российской Империи выкупило поднятый японцами "Варяг", крейсер был отремонтирован и включен в состав императорского флота. Варяг и его систершип Аскольд участвовали в Первой мировой, причем Аскольд, прославившийся прорывом из Порт-Артура и тут не сплоховал, и вот тут в советской историографии наступает гармоничная тишина. Так куда подевался Варяг после революции?





Так уж случилось, что прославленные крейсера первого ранга русского императорского флота «Аскольд» и «Варяг» волею судьбы своей тяжкой, оказались в Англии. «Варяг» в феврале 17-го ушёл туда ремонтироваться (но уже в 20-ом, после отказа большевиков платить за ремонт, был продан британским правительством на слом), а «Аскольд», уведённый из Архангельска проклятыми интервентами, оказался в составе британского флота.




То, что раздираемая Гражданской войной страна платить за ремонт «Варяга» отказалась - совершенно понятно и к этой потере вопросов нет, как не жаль нам этот легендарный крейсер. Но, уже через год, в 1921 году советское правительство изыскало возможность выкупить крейсер «Аскольд» (незаслуженно забытый сейчас, но уж никак не менее славный и героический, чем канонизированный «Варяг»), но вместо возвращения в страну, он оказался в Германии, куда был продан на металлолом.




Ситуация, хоть и очень типичная для того времени, тем не менее, довольно странная. Сомнительно, что выкупленный у англичан боевой корабль, обошёлся казне советского государства настолько дёшево, что его немедленная продажа на металлолом принесла ощутимую прибыль. Даже в том случае, если принять на веру утверждение, что англичане продали его за сумму, равную стоимости хранения корабля - всё равно за почти три года, счёт англичане должны были выставить не шутейный. В противном случае, им самим было бы гораздо выгоднее пустить крейсер на металлолом, чтоб покрыть эти издержки, да ещё и получить навар, чем отдавать его большевикам за бесценок. Что, собственно и произошло с легендарным «Варягом». Стало быть, крейсер по-прежнему представлял из себя довольно значительную ценность (стоил поболе груды металлолома) и его продажа немцам в переплавку, имела под собой совсем не столь уж очевидную экономическую подоплёку.



В 1922 году, оценивая состояние корабля, его машин и механизмов, советская приёмная комиссия признала, что крейсер в полном порядке, и даже после более чем трёхлетнего простоя, в состоянии своим ходом дойти до России. И вот тут, по определению Крестьянинова и Молодцова (авторов монографии «Крейсер «Аскольд»): «Специальная комиссия пришла к выводу, что крейсер МОРАЛЬНО устарел и как боевая единица флоту не нужен». Важная поправка - скорее всего, не флоту, а конкретным отдельным большевикам, которым в те годы и сам флот, видимо был не нужен. В отличие от валюты на мировую революцию.



Корпус, скорее всего, в нормальном состоянии. Все повреждения, полученные в ходе Р-Я войны были давно устранены, а сколь-нибудь серьёзных новых, он не получал. Особенно надо подчеркнуть тот факт, что крейсер благополучно прошёл основательный капремонт во Франции, завершённый только в ноябре 1917-го! Более того. После этого ремонта, крейсер (на пару с «Варягом») был зачислен в отряд Кольского залива флотилии Северного Ледовитого океана, где практически сразу же (в целях экономии ходового ресурса машин) был выведен из боевого состава и оставался в резерве до апреля 1918 года, после чего было принято решение о его переводе в Архангельск на долгосрочное хранение.



По оценкам износа СУ на конец 1917 года, ей (при дальнейшей интенсивной эксплуатации - чего как раз не было), в 1918 году требовались лишь плановая замена части котельных трубок и вкладышей некоторых подшипников. Таким образом, при минимальных расходах, уже в 24-ом крейсер мог вернуться в Россию (уже в СССР) во вполне боеготовом, почти первозданном виде и несколько лет служить именно таковым за почти полной безальтернативностью. Что касается его «моральной устарелости», то даже в первозданном виде, «Аскольд» был сильнее многих английских крейсеров в т. ч. и тех, что были существенно его моложе.



Скорее всего, на продажу наверняка оказало очень сильное влияние бедственное положение казны, когда для её пополнения, чтоб удовлетворить первостепенные нужды государства, распродавалось всё что можно, от художественных ценностей до предметов религиозных культов.



Кроме того, нельзя не учитывать Кронштадтский мятеж, после которого флот «вышел из доверия» у новой власти и целенаправленно и беспощадно «чистился» вплоть до почти его полного уничтожения. Не секрет ведь, что решение о списании в утиль и разделке на металл большинства боевых кораблей имперского флота, находящихся на долгосрочном хранении, принимается именно после Кронштадтского мятежа. В течение двух последующих лет, из списков флота были исключены более пятисот  кораблей и судов!



Понятно, что стране, где совсем недавно завершилась Гражданская война (а кое где, продолжалась и до сих пор), не до восстановления мощного флота - дай бог промышленность восстановить, но ведь находящиеся на долговременном хранении корабли могут и подождать лучших времён - всё равно достойной альтернативы им нет. Однако у жутко напуганного и разозлённого Кронштадтом советского правительства руки чесались невероятно. Заодно с флотскими кадрами, похоже, кому-то очень хотелось покончить разом и со всеми кораблями. Предположение, что списание на металл львиной доли флота как-то серьёзно поспособствует восстановлению промышленности, не выдерживает критики хотя бы потому, что у страны банально не хватало ни мощностей для разделки кораблей (некоторые из приговорённых после 22-го, простояли в ожидании утилизации аж до 50-х годов!), ни потребности в одномоментном и столь большом количестве металла, которого после войны и так везде должны бы быть те ещё нагромождения - разруха-с.



Более того. Мировая практика утверждает прямо противоположное - именно восстановление военно-морского флота всегда служило мощнейшим стимулом для развития промышленности. Достаточно вспомнить судостроительные программы Российской империи, которые буквально за шиворот потащили промышленность из отсталости к самым передовым рубежам. Или, вспомним вливания в военный судострой в фашистской Италии, выбравшейся благодаря им из экономического кризиса, не говоря уже об Англии и САСШ - в которых судостроительное перепроизводство времён ПМВ (за которым последовал вполне естественный спад), стало одним из факторов, способствовавших погружению этих стран в великую депрессию. А Япония! Именно судостроение сделало её великой державой. Как после войны и Южную Корею. И уж конечно нельзя оправдать массовое списание кораблей нехваткой средств - не ЮС-долларами же со своими корабелами советское правительство расплачивалось!



Поэтому, я рискну утверждать - уничтожение имперского флота - это сугубо политическое решение, мстительное и безрассудное, безусловно сопряжённое с попыткой сэкономить на флоте как на наименее благонадёжной части вооружённых сил страны. Что глупо само по себе.



Что же касается продажи кораблей на разделку на металлолом за границу - это, безусловно, попытка заработать хоть какую-то валюту. И ни состояние кораблей, ни их боевая ценность (даже на перспективу) тут ровным счётом ничего не значили. Это было политическое решение. Возможно хорошее, с точки зрения тогдашних ЦК ВКП(б) и Совнаркома, но отнюдь не с точки зрения собственной экономики и обороны, не говоря уже о всех любителях флотских альтернатив.



В самом деле, буквально бесит продажа того же «Аскольда» по цене металлолома, поскольку даже те, не шибко великие средства, вырученные с этой сделки, скорее всего до России вообще не дошли, осев в партийных кассах Коминтерна каких нить германских марксистских геноссе. Сказку, о том, что все вырученные на западе валютные средства, полученные от продажи нашего национального достояния, пошли на благородное дело «покупки паровозов» или там «продовольствия для голодающих Поволжья», считаю, надо оставить наиболее ортодоксальной части пробольшевистского электората.



alternathistory, вики

20-е годы, ссср, Российская Империя

Previous post Next post
Up