Мост через Амур -2

Jul 17, 2013 22:07




Вид пролетов со сквозными фермами Л.Д. Проскурякова поперек оси моста

Иллюстративный материал к старому посту про Амурский мост. Рекомендовано последний сначала перечесть.




Схема арочного пролетного строения проектировки Г.П. Передерия



Железобетонная аркада Амурского моста по проекту Г.П. Передерия



Общий вид левобережной части Амурского моста через Бешеную протоку с пролетными строениями проектировки Г.П. Передерия

Проект железобетонных арочных пролетных строений, разработанный профессором Г.П. Передерием, был утвержден в апреле 1914 г.

Опоры моста подразделяются на два вида: металлических пролетных строений, к которым относятся 18 русловых промежуточных и береговая в правобережной части; железобетонных арочных пролетов - 5 промежуточных и береговая в левобережной части.

Массивные монолитные опоры моста металлических пролетных строений были запроектированы из бутовой кладки с гранитной облицовкой.

При проектировании промежуточных опор русловой части моста были предусмотрены ледорежущие грани, облегчающие их рабочий режим в период ледохода и паводка




Ледорезы были запроектированы цилиндрические с уклоном 1:1. Верх ледореза имел возвышение над проектным уровнем наивысшего ледохода на 4,16 м, и низ его - на 1,22 м ниже уровня самого низкого ледохода.

Основания промежуточных опор состояли преимущественно из скальных грунтов (глинистые сланцы). Опоры моста устроены на кессонных фундаментах, которые имели заглубление в слой сланца на 0,6-4,3 м. Из восемнадцати промежуточных опор 9 (речных) запроектированы на металлических кессонах (рис. 2.20); из 9 островных 4 - на железобетонных (рис. 2.21) и 5 - на деревянных. Глубина заложения кессонов в речной части моста составляла от 2,52 до 10,2 м, а на острове - 12,42-19,42 м.

Конструкция береговой опоры правобережной части также запроектирована из бутовой кладки с гранитной облицовкой





Схема металлического кессона: а - фасад; б - план



Схема железобетонного кессона




Схема береговой правобережной опоры: а - вид со стороны насыпи; б - вид со стороны пролета

Опоры железобетонных пролетных строений запроектированы аналогично предыдущим



Схемы опор левобережной части - промежуточных: а - вид вдоль оси моста; б - поперек оси моста; береговой: в - фасад

Сооружение опор моста выполняли по специально разработанной технологии производства работ





График производства работ по сооружению опор моста

Для этого были разработаны Технические условия, утвержденные министром путей сообщения специальным приказом:



Первый этап строительства включал в себя возведение монолитных фундаментов, представляющее собой весьма трудоемкий процесс. Опоры моста устраивали на кессонных фундаментах, опускание которых производили зимой со льда, а летом - с подмостей, на плаву, естественных или специально отсыпанных островков.

Учитывая сложность и трудоемкость процесса производства работ по сооружению моста, был организован специальный опытный полигон, на котором отрабатывали технологические операции.

Надо отметить, что и сам полигон строительства моста был огромным. Работы велись круглосуточно (рис. 2.25).

При сооружении первого кессона принимал участие генерал-губерна­тор Приамурского края Николай Львович Гондатти, занимавший этот пост в период строительства моста у г. Хабаровска.



Строительство опор Амурского моста в период 1913-1914 гг.



Работы по сооружению кессонов относились к одним из самых сложных. Кессон представлял собой прочную водонепроницаемую коробку с искусственно образованной рабочей камерой в нижней части. С компрессорной станции в камеру непрерывно нагнетался сжатый воздух. Величина давления воздуха зависела от высоты столба воды. Для сообщения с рабочей камерой применялись шлюзовые аппараты, которые устанавливались на верхней части шахтной трубы, объединяющейся с кессоном. Разрабатываемый грунт удалялся из рабочей камеры через шлюзовые аппараты или специальные приспособления. Работа кессонщиков была одной из самых высокооплачиваемых.

Для девятнадцати промежуточных опор массивной монолитной конструкции потребовалось около 85 000 м3 бутового камня и щебня. Для приготовления бетона применяли цемент из Приморского города Спасска.

Облицовку опор выполняли из гранита, добываемого преимущественно из местных карьеров, - Корфовского и Али у р. Тунгуски, расположенных недалеко от Хабаровска. Для подачи камня применяли конную тягу.



Подъездной путь для конной тяги при сооружении опор моста

Металлические пролетные строения. Металлические элементы конструкций пролетных строений изготовляли в Варшаве (Польша входила в состав Русской империи) акционерным обществом машиностроительного и чугунолитейного завода «Рудзский и К0».

Далее в разобранном виде пролетные строения по железной дороге транспортировали в Одесский порт, а потом по Черному, Средиземному, Красному, Южно-Китайскому и Японскому морям, Индийскому океану доставляли во Владивосток, затем по железной дороге в Хабаровск.

Металлические пролетные строения со сквозными балочными фермами собирали как в пролете, так на берегу с последующей транспортировкой их на плавсредствах.





Портальный кран для монтажа элементов пролетных строений

При сборке пролетов применяли портальный кран, устанавливаемый на специальных внешних консолях.

Монтаж пролетных строений осуществляли с применением продольной и поперечной надвижки, а также перевозки на плаву на баржах



Сборка металлических пролетных строений Амурского моста

Для надвижки пролетных строений применяли преимущественно деревянные подмости.



Схема подмостей для надвижки пролетных строений моста



Фрагмент монтажа металлического пролетного строения Амурского моста

При сборке металлических пролетных строений самые ответственные и дорогостоящие работы были у клепальщиков. Надежность работы пролетного строения в процессе эксплуатации во многом зависит от качества работ при устройстве заклепок. К таким работам допускали только квалифицированных и опытных рабочих.

Железобетонные арочные пролетные строения. Железобетонные арочные пролетные строения были сооружены в 1915 г. Рабочий цикл составили таким образом, что эта громоздкая часть Амурского моста была сооружена за рекордно короткий период - 3,5 месяца.

Сооружение монолитных железобетонных арочных пролетных строений представляло собой трудоемкий процесс, включающий в себя устройство деревянных подмостей и опалубки, в которую укладывали монолитный бетон общим объемом около 2 720 м3

На правом берегу сопряжение моста с береговыми опорами выполнено с применением металлического балочно-разрезного пролетного строения со сквозными фермами и ездой поверху, расчетной длиной 33,8 м.



Конструкция металлического пролетного строения с ездой поверху в правобережной части Амурского моста

Организация строительства моста. Для применения рациональных приемов строительства элементов моста большую роль сыграли инженеры путей сообщения, уже накопившие к тому времени богатый опыт строительства внеклассных мостов на Транссибе в экстремальных условиях Сибири и Дальнего Востока.

Строительство Амурского моста осуществлялось под общим руководством Александра Васильевича Ливеровского, а также инженеров путей сообщения Б.И. Хлебникова, старшего производителя работ инженера В.А. Пинуса, помощника М.И. Малышева.

А.В. Ливеровский четко и грамотно решал не только технические проблемы, но и бытовые, поэтому работа по строительству моста была хорошо налажена. Небольшой сбой в плане производства работ по строительству моста произошел во время начала Первой мировой войны, когда многим опытным рабочим пришлось уйти на фронт.

Известный норвежский путешественник Нансен, специально посетивший великую стройку, увидев, сколько усилий и забот вкладывает А.В. Ливеровский в организацию работ и быта простых рабочих, был в изумлении - «на краю материка, в таких сложных условиях, русские смогли добиться великолепных результатов».



Все посты про мостостроение.

мосты, Российская Империя

Previous post Next post
Up