Всемирная выставка. Париж. 1878

Jul 13, 2013 20:00




Оригинал взят у ngasanova в Всемирная выставка.

Преодолев последствия жестоких событий 1870-1871 гг. (немецкое вторжение и братоубийственная борьба периода Парижской
коммуны), которые оставили глубокие последствия в сознании народа, французское правительство в середине апреля 1876
г. приняло решение о проведении в Париже очередной Всемирной выставки сельскохозяйственных и промышленных товаров и
предметов изящных искусств с 1 мая по 31 октября 1878 г. Выставка должна была показать высокий дух французов, которые
смогли в короткие сроки восстановить экономику страны. «Пришло время, - писал Альфред Пикар вскоре после открытия
выставки, - поднять вуаль печали и траура и пригласить мир на всеобщий праздник».


Для организации экспозиции, уже традиционно, была предложена территория Марсова поля от Иенского моста до Военной
школы, а также противоположный обрывистый берег Сены, где был построен весьма примечательный дворец «Трокадеро»,
названный в память испанской крепости, завоеванной французами в 1823 г. (дворец простоял до 1937 г., когда на его
месте были построены павильоны очередной Всемирной выставки).

Выставка должна была показать высокий дух французов, которые смогли в короткие сроки восстановить экономику страны.



Клод Моне. Париж 30 июня 1878







Для организации экспозиции, уже традиционно, была предложена территория Марсова поля от Иенского моста до Военной
школы, а также противоположный обрывистый берег Сены, где был построен весьма примечательный дворец «Трокадеро»,
названный в память испанской крепости, завоеванной французами в 1823. (дворец простоял до 1937 , когда на его
месте были построены павильоны очередной Всемирной выставки)







Дворец представлял собой обширное здание длиной 706 м с двумя флигелями и двумя башнями, построенный в мавританском
стиле с элементами византийской архитектуры. Во дворце разместился концертный зал, в котором был установлен орган,
переправленный затем в Лион и сгоревший во время пожара.



Азия

Фасад здания был украшен 22 «статуями власти»-- аллегорическими скульптурами, представляющими 22 страны (или
региона), которые Франция официально признала в качестве сил, оказывающих влияние на развитие обстановки в мире.



Европа



Аллегорическая скульптура России




Торжественное открытие выставки сопровождалось военным парадом, который должен был продемонстрировать, что «шок от
войны преодолен». Президент маршал Мак-Магон в присутствии сотни тысяч гостей открыл выставку под звуки нового марша
«Да здравствует Франция», написанного Ш.Гуно и исполненного 22 военными оркестрами.




Вершиной инженерного искусства было водоснабжение выставки: 4 гигантских гидравлических насоса перекачивали воду
из Сены по трубам длиной в 23 км во все концы экспозиции. Часть воды закачивалась на вершину холма Трокадеро и
подавалась в башни дворца, приводя в движение его лифты.

В честь открытия выставки площадь Оперы и прилегающие бульвары были освещены 68 электрическими дуговыми лампочками
русского изобретателя П.Яблочкова, что вызвало всеобщий восторг.

Параллельно с выставкой проходили конференции по выработке международных норм относительно авторского права (на ней
председательствовал Виктор Гюго) и по облегчению положения слепых (она привела к распространению шрифта Брайля).

Как и на всех предыдущих всемирных выставках, в экспозициях преобладали паровые двигатели и декоративное искусство.
Однако все большее внимание стали привлекать маленькие машины, обладавшие необычными потребительскими качествами:
пишущие машинки, швейные машинки для домашнего использования компании «Зингер», уже завоевавшие европейский рынок
(в 1877г их было продано 280 тыс.).






В галерее машин




Исключительный интерес посетителей безусловно вызывал Главный павильон, где под основным куполом на почти невидимой
проволоке висел громадный глобус - как повторение знаменитого опыта Фуко, доказывавшего вращение Земли. Рядом
экспонировалась роскошная индийская коллекция бриллиантов принца Уэльского, а с противоположной стороны, - не менее
роскошная выставка бриллиантов французского правительства с драгоценностями французской короны.







Однако наиболее значительными экспонатами выставки с исторической точки зрения были выставленные в специальном
павильоне мегафон и фонограф Томаса Эдисона и усовершенствованный телефон А.Белла.




На одной из аллей Марсова поля демонстрировалась бронзовая голова изготавливаемой скульптуры Фредерика Бартольди
«Свобода сияет над миром» (ее конструктивное решение было сделано малоизвестным тогда инженером Эйфелем). После
закрытия выставки скульптура была перевезена в США как подарок французского народа и долгое время оставалась самой
высокой скульптурой в мире - 71 м).
Теперь это своеобразный символ Америки----«Статуя Свободы».







В Художественном разделе выставки, где Россия находилась в числе «самых скромных экспонентов», наиболее интересно,
по оценке прессы, были представлены австрийцы, среди которых доминировали славянские художники Я.Матейко (картина
«Люблинская уния») и В.Чермак (картина «Возвращение герцеговинцев на родину»). Хорошие акварели были представлены
Англией.

Из российских художников трое получили золотые медали: Г. Семирадский - «Петр Скареа перед Сигизмундом III»,
скульптор М.Антокольский - «Христос перед судьями» и профессор Редлих за гравюры на меди. И.Крамской получил
серебряную медаль за 7 выставленных картин. Среди других выставленных художников были И.Репин («Бурлаки»), В.Перов
(«Странник»), И.Шишкин, А.Саврасов, А.Боголюбов, И.Айвазовский. Большое внимание привлек А.Куинджи, картина которого,
по мнению критиков, «уступает многим как художественное произведение, но выдающееся среди всех необыкновенно
эффектным странным освещением». Демонстрировалась и картина К.Флавицкого «Княжна Тараканова», которую брат умершего
художника хотел продать на выставке за 5тыс.руб., но не смог. Позже картину купил П.Третьяков за 4,5тыс руб., хотя
первоначально предполагал заплатить за нее 3тыс.
Демонстрировалась и картина К.Флавицкого «Княжна Тараканова», которую брат умершего художника хотел продать на
выставке за 5 тыс.руб., но не смог. Позже картину купил П.Третьяков за 4,5тыс руб., хотя первоначально предполагал
заплатить за нее 3 тыс



Павильон Российской империи, выполненный в псевдорусском стиле по проекту архитектора Ропета
(И.П. Петров, 1845--1908)




Основная часть экспозиции России находилась в Главном павильоне. Ее фасад, выходивший на «улицу наций» (автор -
архитектор И.П.Ропет), представлял, как писали «Московские ведомости», сложное многоуровневое, потребовавшее большого
труда сооружение, «нижний этаж которого был выполнен в виде фрагмента русской избы с крошечным окном, следующий -
напоминал губернский дом в небольшом провинциальном городе, а верхняя часть подражала строениям Кремля с множеством
высоких и узких окон, тесно стоящих одно возле другого. Вся эта конструкция была покрыта византийским куполом».



Вход в русский раздел выставки

Бесспорным лидером в области полученных наград были российские экспоненты в группе зерновых товаров, сахара и
напитков. Здесь было получено 185 наград, в том числе водка П.Смирнова (золотая медаль). Небезынтересно заметить,
что для рекламы традиционного русского напитка был построен «Павильон правительственной продажи питий», в .котором
на глазах у зрителей гнали водку и тут же продавали ее штофами и шкаликами. Золотой медали «За высокое качество
рафинада, сахарного песка и сельскохозяйственной продукции» был удостоен крупный украинский меценат Н. А. Терещенко.

Интерес в России к всемирным выставкам и не только к участию в них, но и к посещению постепенно рос. Факт ее осмотра
становился достаточно модным и престижным явлением. Это нашло свое отношение и в литературе. Так, А.Н.Островский в
своей «Бесприданнице» вкладывает в уста одного из героев - купца Кнурова следующую фразу: «А хорошо бы поехать в
Париж, на выставку!»



Сувенирные книжные закладки



Подземный аквариум




В целом выставка 1878 г. описывалась современниками как восхитительная, но не поучительная, имея в виду то, что
предыдущие выставки несли в себе больше «гастрономического» удовольствия. Проектанты выставки, в свою очередь,
отмечали, что их надежды, связанные с вкусом и желаниями посетителей, были несколько преувеличены.



Медаль. Всемирная выставка 1878 года в Париже.

Источник: Википедия

технологии, 18-19 век, картинки, забугорье

Previous post Next post
Up