Развод и девичья фамилия!

Jun 07, 2013 06:13




В качестве ассиметричного ответа на взбудораживший всех инфоповод,
В Российской империи любой развод был возможен только в духовных учреждениях; для православных требовалось разрешение Святейшего Синода. Делала он это очень неохотно - достаточно почитать Анну Каренину. К слову, в Италии до 70-х годов 20-го века, вообще нельзя было разводиться, и убийство супруга было единственным способом от него избавиться.




Но не только поэтому в  те годы развод в России был редкостью. Были и вполне экономические причины. Крестьяне, составлявшие 95% населения, жили своим натуральным единоличным хозяйством. Жена не могла уйти от мужа, не расставшись с этим единственным источником средств к существованию. Муж не мог бросить жену с детьми и хозяйством по той же самой причине. Он не мог выгнать жену с детьми, так как дети были его работниками и его пенсией. Но вернемся к законодательству.



По тогдашнему законодательству для развода в православной семье требовалась одна из следующих причин.[1]
Доказанное прелюбодеяние.
Двоеженство (двоемужество).
Наличие добрачной болезни, препятствующей супружеским отношениям.
Длительное безвестное отсутствие супруга (более 5 лет).
Осуждение за тяжкое преступление, включающее ссылку или лишение прав состояния.
Монашество (только при отсутствии малолетних детей).



Отметим, что после развода виновная сторона чаще всего не имела права вступать в новый брак. Согласно переписи населения 1897 года, на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин - 2 разведенные. До 1917 года ситуация существенно не менялась.

Духовенство всячески противодействовало разводу, что было неоднократно отображено в литературе (классические примеры - «Анна Каренина» и «Живой труп» Л. Н. Толстого), хотя при помощи влияния, адвокатов и коррупции этого можно было добиться (например случаи С. Ю. Витте и брата последнего царя Михаила Александровича, женатых на разведённых женщинах)



Стоит отметить тот факт, что даже наличие одного из вышеперечисленных мотивов и признание ответчиком своей вины не считалось доказательством и основанием для развода. Главными доказательствами признавались лишь показания двух или трех очевидных свидетелей и «прижитие детей вне законного супружества, доказанное метрическими актами и доводами о незаконной связи с посторонним лицом».

Не мудрено, что жесткость законодательства о разводе вызывала многочисленные нарекания в обществе и насмешки над неповоротливостью российского законодательства. Получить развод было очень сложно. Историк И. Преображенский приводит следующие данные численности разводов по Российской империи: 1840 г. -198; 1880 г. - 920; 1890 г. - 942. Согласно переписи населения в 1897 г. на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин - 2 разведенные.



Неспособность одного из супругов к брачному сожительству признавалась уважительной причиной для развода, но ее приходилось долго доказывать. Например, Белгородский архиерей в 1728 году издал распоряжение об освидетельствовании некоего Григория Губина. В документе говорится, что в июле 1727 году Матрена из села Покровское Усердского уезда обратилась к валуйскому протопопу с прошением о разводе. Матрена сообщила, что в апреле прошлого года была выдана замуж за однодворца Григория Губина, но по сей день «сопряжения с ним не имеется, понеже де у его Григория естества нет». Григорий был вызван к протопопу и поклялся, что не имел сношений с женой «того ради, что у меня естество малое». Неудалый муж обещал «дать Матрене свободу», но архиерей, получив от протопопа заявления обоих супругов, не удовлетворился их добровольным признанием и наложил резолюцию: «Сей сказке не верить, пока мест не освидетельствуют того естества подлинно». А чтобы «в том не было подлогу, оного Григория Губина выслать в Белгород».

Здесь возникали весьма пикантные моменты, который неоднократно обсуждались в российской прессе XIX века и служили причиной бесконечных насмешек, превращающих духовный суд в фарс: на судебный процесс было необходимо «представить свидетелей прелюбодеяния»!



Впрочем, подозрительность пастыря имела под собой основания, потому что симуляции, видимо, случались. Так, сохранились протоколы по делу о некоем Захарии Бобрицком, жившем в конце восемнадцатого века. Тесть Захария просил избавить свою дочь Евфросинию от брака с мужем по причине его неспособности к плотскому совокуплению. Неспособность эта была засвидетельствована лекарем, после чего супруги получили чаемую свободу и Евфросиния вступила в новый брак. Но через некоторое время решил вступить в повторный брак и Захарий. Для этого он вновь отправился к врачу и получил справку о том, что прежняя его неспособность происходила от «раны близ естественного уда, по случаю тогда приключившеюся». Но «как ныне он совершенно выздоровел от раны и все части уда его пришли в надлежащий свой порядок и действие, то нет ни малейшего сумнения ко вступлению ему в законный брак». В консистории, куда Захарий обратился за разрешением венчаться, его направили на повторное освидетельствование, но и оно показало полную пригодность жениха. После чего консистории только и осталось «дозволить ему, Бобрицкому, по молодым его летам, которых он имеет тридцать один, вступить в законный брак…».



В 1913 г. по всей Российской империи на 98,5 млн православных был оформлен 3791 развод (0,0038%). Конечно, эти цифры свидетельствовали не о благополучии в семьях, а о жесткости законодательства. Бракоразводный процесс мог затягиваться на долгие годы из-за того, что супруги не являлись на суд или предъявляли встречные иски.

Контрастом к низкой численности разводов выглядит число незаконнорожденных детей: в Санкт-Петербурге в 1867 г. было зарегистрировано всего 19 342 рождения, в т. ч. 4305 незаконнорожденных (22,3 %); в 1889 г. - 28 640 и 7907 (27,6 %) соответственно. По официальной статистике в 1890 г. число детей, принесенных в воспитательный дом Санкт-Петербурга, составляло 9578 человек, в Москве в 1889 г. - 16 636. В Киеве на содержание приказа общественного призрения в 1890-е гг. поступало не меньше 2 тыс. детей в год. На начало XX в. ежегодное число подкидышей по всей России исчислялось десятками тысяч. Эти цифры свидетельствуют о том, что число разводов не отражало реальной картины распада семей и супружеских измен.



После Октябрьской революции 1917 года начался период становления так называемого «советского семейного права», первыми источниками которого были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака». На основании вышеназванных декретов 22 октября 1918 года был принят первый семейный кодекс - «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».

Таким образом На волне сексуальной революции 20-х

- утрачивает правовое значение церковный брак;
- закрепляется свобода расторжения брака под контролем государства;
- уравниваются в правах законные и незаконнорожденные дети;
- вводится институт установления отцовства;
- упрощается процедура развода;
- кодекс предусматривал возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями;
- был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет;



После наступления реакции в 30-х разводы стали вновь резко ограничены. Развестись можно было только через суд, причем районные народные суды такого права не имели, разводящимся официально надо было давать объявление в газету. Сталин запрещал и аборты. Партийным за развод шили аморалку и на этом карьера заканчивалась. А за аборт можно было не по-детски сесть.



При Н. С. Хрущёве процедура развода вновь была значительно упрощена, а аборты разрешены. Стех пор процент разводов только рос
Сейчас развод проблемы не составляет и разводятся много, даже очень много. Россия лидирует по числу разводов на 1000 человек. За ней идет Белоруссия, США на 6-м месте.  В 2002 году распадалось 85% браков. В 2007 году по данным Госкомстата на каждые 100 браков приходилось 54 развода.   Сейчас разводом кончаются 70% браков.



Объявление Путина о разводе можно считать эпохальным с исторической точки зрения - со времен царской России действующий глава государства не объявлял о расставании со спутницей жизни. Судьбу отвергнутых «первых леди» в ту пору сложно было считать завидной - обычно их жало пожизненное заточение в монастыре. Так, например, Петр Первый поступил с Евдокией Лопухиной, такую же участь готовил Петр Третий своей жене Екатерине, однако она избежала ее путем превентивного удара.



При этом Владимир и Людмила Путины заявили, что сохраняют близкие, дружеские отношения. Также президент заметил, что его дети получили образование и постоянно живут в России, тем самым опровергая информацию о том, что одна из дочерей президента обосновалась в Нидерландах.Чуть позже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уточнил, что официально развод Путиных еще не оформлен. Песков также сказал, что не знает, где в дальнейшем намерена проживать бывшая жена главы государства.



PS Православная церковь в настоящее время расширила перечень причин для развода, и в РПЦ принято разрешать развод по следующим причинам кроме прелюбодеяния: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа.



Источники: akparov.ru, aif.ru, wikipedia, liveinternet.

Сериал Секс в СССР

рф, ссср, Российская Империя, история

Previous post Next post
Up