Сатьяграха Махатмы Ганди. Революция или эволюция?

Oct 02, 2014 14:57



Сегодня день рождения Великого человека и Великой души Махатмы Ганди. Этот человек пользуется моим безграничным уважением. Я считаю его единственным среди людей политиком, который умел смотреть в будущее. Почем?
А вот почему:

Термином "сатьяграха" Махатма Ганди называл созданную им стратегию и тактику ненасильственной борьбы за независимость от английской оккупации.
Читая статьи в интернете, чаще всего сталкиваешься с переводом этого термина как «стремление к истине», «упорство в истине». Но это не точный перевод. Так обычно случается когда термины санскрита переводят сначала на убогий английский, а потом уже на русский.
Это очень важный момент, потому что, если внимательно разобраться в этимологии термина "сатьяграха", то становится понятным, какой смысл вкладывал в это сам Ганди.

"Сатьяграха" состоит из двух слов.

"Сатья" означает внутреннюю правдивость, честность во всем: (в мыслях, словах, поступках), непременное исполнение своих обещаний и обязанностей. Не следует путать правдивость с «правдой-маткой», которую высказывают другому человеку в глаза из желания досадить: такая «правда» является нарушением принципа ненасилия. Самым точным переводом принципа "сатьи" на русский является - искренность. При чём искренность не только с окружающими, но в первую очередь с самим собой. В системе индийской философии и философии йоги в особенности "сатья" идёт вторым по важности принципом после "ахимсы" (ненасилие) и является его прямым продолжением. Таким образом "сатья" это путь постижения себя через отказ от лжи, неправды, неискренности. Это называние всего своими именами. И это определенно путь нравственного самосовершенствования. Путь преодоления внутренней инерции и невежества.

«Граха» же на санскрите означает «Дух» или дословный перевод - «То, что захватывает». По русски можно сказать как притяжение, возрастание Духа или Истинного Я человека. Это следование внутренней природе человека заложенной в него Создателем. Или говоря проще, последовательное обуздывание противоречивых человеческих эмоций, мышления, подчинение их своей Высшей Природе. Но это не просто твердый характер. Это человек осознающий себя. Человек независимый, свободный.

Складывая два термина вместе мы получаем, что "сатьяграха" - это взращивание в себе духа через постоянное стремление к истине по средством практики искренности. Согласитесь это существенная разница с теремном "ненасильственное сопротивление"?!

Сухарев в своей книге «Мир без насилия Махатмы Ганди» пишет: Символом новой сатьяграхи становится чаркха, традиционная индийская прялка. <…> По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили. <…> Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии - результат их сотрудничества с колонизаторами! <…> Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок - их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индусы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти."

Скажите, как из этой философии могли возникнуть "цветные революции"?!
А очень просто. Надо только убрать из общей канвы понятие самосовершенствование и всё.
Англичане очень обожглись об Ганди и его сатьяграху. И сделали выводы. А уж что-что, а выводы они всегда умели делать. И вот пожалуйста сначала нравственно-духовное самосовершенствование заменяется на более понятное и куда менее требовательное "ненасильственное сопротивление", а потом уже на его основе легко нарисовать сценарий для революции любого цвета. Вот только суть этого процесса уже будет полностью противоположная. Это уже не народная борьба, а манипулирование людьми для достижения целей крошечной группки людей владеющих основными ресурсами и собственно властью.

А сегодня это становится средством ведения войны на территории противника без участия или с минимальными участием военной силы. Примеры вы и сами все знаете.

Так получается всегда, когда людям забывшим о своих обязанностях, забывшим себя, начинают подвешивать перед носом сладкую морковку "прав человека".
Ганди смог освободить свой народ, благодаря тому, что ему личным примером удалось доказать, что человек не животное и не вещь. И оказалось, что это страшная, могучая сила, способная менять мир.

Но эту силу очень легко можно обратить против самих людей. Надо только подкормить их гордыню: Твои права нарушили! Ты имеешь право! Они тебе должны! Вперёд!!! Иди и возьми своё по праву!
Но никто не скажет о том, что право это обратная сторона обязанностей. И никто не называет цену.
Ганди говорил: Трудитесь, совершенствуйте себя, познавайте себя, следуйте своей природе - будьте Людьми!
Человек помнящий о своей главной обязанности быть человеком не нуждается в праве быть человеком, потому что он уже человек. Он сражается только со своими пороками. Он сам единственны хозяин себя. Он эволюционер, а не революционер. А революция - это не развитие, это аборт.
Да права существуют. И бывает кто-то пытается поживиться за чужой счёт. Но прежде чем бить ему лицо, стоит подумать: А как так случилось? Что я сдела такого, что у кого-то возникло желание нарушить мои права? Может быть я сам поступаю так же или забыл о своих обязанностях?

А теперь давайте подумаем, кто и куда нас зовет))) Чего хотя те, кто так пекутся о моих правах?! И чего они попросят за свои услуги?...

МОЯ ПРАВДА

Previous post Next post
Up