Надергулова Лилия, студентка 4 курса юридического факультета Оренбургского государственного университета
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая на данный момент является основополагающим актом в социальной сфере Российской Федерации, сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны, в том числе и молодежная политика: «Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» . Поддержка молодежи, к сожалению, пока не является приоритетным направлением социальной политики нашего государства.
«Сегодня правовой точки зрения Конституция Российской Федерации и федеральные законы почти не регулируют права молодежи» - отмечает Т.В. Шелудякова . При этом государство стремится восполнить пробелы, существующие в данной сфере: в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект закона «О государственной молодежной политике».
Социологические опросы граждан РФ показывают, что одной из важных проблем общественно-политического развития России в настоящее время являются отсутствие активной гражданской позиции, правовой нигилизм значительного числа граждан. Отстраненность граждан от участия в политической жизни страны осложняет функционирование государственных институтов, деятельность которых в современных условиях невозможна без участия общества.
Следует отметить, что механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы, становятся все более востребованными и актуальными. Интерес представляют такие институты, через которые молодежь может повлиять на решение собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества. В связи с этим, важное значение приобретает привлечение активной молодежи к участию в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Значительным шагом в этом направлении стало создание общественных консультативно-совещательных структур молодежи, к которым относятся различные формы молодежного парламентаризма, активно развивающегося в нашей стране. Опыт работы молодежных парламентов в субъектах Российской Федерации показал эффективность деятельности по привлечению молодежи к решению общественно-политических и социально-экономических задач. В ряде российских регионов молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.) имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, способствуют решению проблем молодежи, активизируют позицию самой молодежи в решении своих проблем.
Общими приоритетными направлениями деятельности молодежного парламента являются: просветительская работа, повышение и формирование правовой и политической культуры молодежи, доступность общественно-политической информации, законодательная инициатива и т.д.
Как отмечается в Рекомендациях по развитию молодежного парламентаризма в РФ , эффективнее при органах исполнительной власти создавать молодежные правительства - институт молодых стажеров, получающих в процессе деятельности хорошую практику административной работы и привносящих в деятельность государственных (муниципальных) органов «свежие» идеи.
Подготовка молодых кадров должна стать одной из основных функций молодежных парламентских структур. Молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры - поле для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Применение различных форм и методов работы в рамках системы молодежного парламентаризма позволяет одновременно получать некоторые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время из числа членов молодежных парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов местного самоуправления, направленные на развитие муниципального образования. Практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью являются важным компонентом подготовки грамотных специалистов для соответствующего субъекта Российской Федерации.
На протяжении последних 6 лет своё развитие получают молодежные администрации, которые действуют на основании постановления главы администрации муниципального образования, утверждающего его структуру, цели, задачи и функции. Молодежная администрация в установленном порядке участвует в работе органов исполнительной власти, реализует конкретные программы и проекты, направленные на решение социально значимых задач муниципального образования. Подобные проекты реализуются в Волгограде, Смоленске, Иваново и других муниципалитетах.
Участие в молодежной администрации может стать своего рода гарантией зачисления в кадровый резерв. В то же время это наиболее перспективный способ выявить активную молодежь для включения ее в резерв муниципальной службы.
Создание молодежных администраций строится на основе нормативно-правовой базы, которая включает:
- разработку нормативных актов, регламентирующих деятельность молодежных администраций (положение о молодежной администрации; регламент деятельности, порядок проведения обучения и мероприятий и т.д.);
- определение порядка формирования состава молодежных администраций (делегирование, выборы, конкурс);
- определение официального статуса молодежных администраций (закрепление соответствующих норм в законодательстве об основах молодежной политики; постановление органа представительной власти; приказ главы органа исполнительной власти и др.);
- определение порядка включения членов молодежных администраций в кадровый резерв муниципальных служащих.
Создание подобных структур в муниципальных образованиях с целью формирования кадрового резерва муниципальных служащих, несомненно, станет шагом вперед в развитии системы местного самоуправления в целом.