моя статья про мишу в лехаиме

Jun 06, 2010 01:40

ГЕНДЕЛЕВ ПОТОМ
- Доктор, а мне сало можно?
- Какое сало?!!!
- Нет… ну потом?…
- Когда потом???

Мне, как говорили несколько веков назад, в руки (для тех кто не понимает: в руках тогда держали офлайновые книги и журналы), так вот мне в руки попалась одна забавная почти студентческая работа года 2030-2040. Я проскролил ее верхним квадрантом правой лобной доли и прикололся.



Автор детально на 200 кб въедливо и подробно разбирал три века русской поэзии: золотой, серебряный и платиновый. Как я понимаю, термин “платиновый” появился для него еще относительно недавно, поэтому ему приходилось напоминать читателям, как это после регресса от золота (Пушкин-Лермонтов) к серебру (Цветаева-Ахматова-Мандельштам), вдруг появился платиновый век (Бродский-Генделев). Во многом в его объяснениях за платину века отвечал именно Генделев. Бродский был великолепен как Пушкин, а Генделев - божественен. Безупречен.

Ну и, конечно, и шарм последнего поэта, умершего по тем меркам практически беззвестным…
Тогда я обратился к основной мозжечковой базе, но ее оказалось недостаточно. Я нахмурился, но раз уж ввязался в драку - так что ж теперь? - пришлось чуть-чуть попользоваться внешними источниками, чего я не люблю, потому что дорого, лениво ну и была вообще охота. Словом я восстановил полную хронологию событий. Вот, собственно, она.

В [квадратных скобках] мой собственный комментарий:

2009 г христианской эры [дальше вся хронология по ней]: Михаил С. Генделев, называвший себя плохом настроении Михаил Бен Шмуэль, а хорошем Мишенька умирает в госпитале в Израиле после неудачной операции по пересадке легкого [находились же причины для смерти в то время!].

2010 г., январь. Появляется первое сообщество в ЖЖ, имеющее цель увековечить его память и хоть как-то познакомить осиротевшее человечество с творчеством гения. [mgendelev.livejournal.com]. В нем пишут культруртреггеры-современники и друзья поэта. Так сказать, платиновое окружение. Пишут по-разному, кто - умно, кто - весело, вспоминают, анализируют, собирают рассыпанные по спискам, а то и по памяти друзей и врагов поэта эпиграммы, постят какие-то фотки, какое-то video, все интерактивно [в представлениях того времени, разумеется], анализы анализов - словом, постмодернизм в расцвете.

2010 г., март. Учреждается фонд с целями сходными с сообществом. Деньги [кто бы сомневался] тогда представляли некоторую забавную проблему. Их, похоже, системно не хватало многим талантливым людям той эпохи. Да что там время Генделева! Начиналась эта проблема в русской литературе еще с Пушкина. Но у Фонда нашлись попечители.

2010 г. 28 апреля. Отмечается первый посмертный юбилей (60-летие) поэта. Отмечается еще очень скромно, в клубе, без последующего пафоса, посланий президентов, гала-шоу и прочей бессмысленной официозной трескотни Министерства Всех Просвещений [или как оно там тогда называлось]. На вечере, по отзывам присутствующих еще очень напоминавшем обычные поэтические вечера Поэта пили, слушали и выступали в основном верные друзья и поклонники М.Г., в частности: В. Соловьев, Л. Рубинштейн, П. Лунгин, С. Доренко, М. Веллер, Л. Кацис, А. Дворкович, А. Ревазов, Л. Ермольник, Е. Маргулис. Показывалось home video [увы еще не 3D и тем более не голографическое]. Оно нашлось здесь: http://cultu.ru/event/gendelev_60/
Распивался алкоголь [жидкий! - прикольно].
Говорят, в Иерусалиме проходил параллельный московскому вечер, но никой детальной информации о нем в архивах мне не попалось. Конечно, там рассказывал что-то М. Вайскопф, разумеется были поклонницы…

С лета 2010 г. начинает свою деятельность Фонд, основная цель которого: “Исполнение Творческого завещания Михаила Генделева”. [Звучит на мой вкус несколько пафосно, но может, для того времени и нормально…]
Фонд немедленно приступает к разработке сайта gendelev.ru и вскоре (конец 2010 г) сайт открывается для первых посетителей. Сайт оказывается не просто мемориальном сайтом поэта, но своеобразной поэтической социальной сетью. Разумеется, на нем хранятся в открытом доступе все сочинения Генделева и о Генделеве, но кроме того на сайте была открыта широкая дискуссионная площадка. Формальный повод: публикация и обсуждение новостей о Генделевской премии - самом масштабном и значительном проекте Фонда.
Премия буквально переворачивает культурную жизнь начала десятых годов 21 века и через несколько лет становится одной из самой престижных премий России.

Ноябрь 2010 г. Фонд объявляет о вручении Генделевской премии. Она тогда называется: “Премия Михаила Генделева за новый и радикальный вклад в русскую культуру и философию”, [сейчас просто “Генделевская премия”] и учреждается в пяти номинациях: поэзия, проза, публицистика, музыка, философия [сейчас, если кто забыл в 22].
Чтобы не возбуждать новых уморазрушительных войн, свойственных литературным кругам того времени, как, впрочем, и любого другого, Фонд вступает в партнерские координационные отношения со всеми достойными учредителями существующих на то время престижных литературных премий. Впервые премия была вручается 28 апреля 2011 года в празднование в 61-ый день рождения поэта.

В сентябре 2011 г. выходит полное академическое собрание М. Генделева в двух томах с полудюжиной блестящих критических работ, некоторыми черновиками и полным корпусом эпиграмм и эпитафий [собранными на базе поста “Генделев без цензуры” в mgendelev.livejournal.com] скромным тиражом в 7500 экземпляров.
В октябре 2011 очевидно, что оно сенсационно оказывается бестселлером - событие совершенно невероятное для поэтической среды того времени и немедленно выдерживает 4 переиздания в течении трех лет общим тиражом до 200 тысяч, не считая бесчисленного количества пиратских электронных версий [сразу объявленных легальными]. Уже в не поэтических, а в простых блогах и форумах появилются перепощенные тексты: “Я к вам вернусь”, “Господь наш не знает по-русски”, “Я был женат на тебе, война”, “Серебряная осень Палестины”, Волосы Береники”, “Доктор Лето”.
Эти тексты, сегодня надоевшие каждому гимназисту, наравне с “Я помню чудное мгновение” Пушкина и “Представлением” Бродского в первое десятилетия после смерти поэта казались случайно обретенными шедеврами.

В 2012 года на одном из влиятельных форумов появилось первое упоминание о “Платиновом веке” российской поэзии.

В период с 2010 по 2020 г.г. благодаря деятельности Фонда и поддержке известных меценатов начала 21 века выделяются сначала десятки, а затем и сотни грантов на исследование творчества поэта. В нескольких университетах появились сначала семинары, а потом и целые курсы, посвященные изучению наследства великого поэта.

Около 2020 года в среде генделевистов образуется раскол, появляются конкурирующие фракции: генделевисты-герменевтики и генделевисты-биографисты. Геременевтики считают, что для полноценного анализа и понимания творчества поэта абсолютно достаточно самого корпуса генделевских текстов (классические работы: Теология М. Генделева. Формообразующее начало поэтики”, “Представление о кабалистическом метемпсихозе у Генделева” и Альтернативное творение Вселенной Генделевым, тождественное ее гибели”).
Биографисты, напротив, считают, что интерпретация стихов Генделева без изучения его весьма занятной биографии является скорее схоластическим начетничеством, чем истинной наукой (основные работы: “Сравнительный анализ ранней любовной лирики Генделева и Пушкина”, “Иерусалимская Мансарда: храм творчества или рабочая мастерская. Полный комментированный реестр текстов”, “Обсцентная лексика в жизни и творчестве М. С. Генделева”.

Впрочем, если ученые герменевты успешно и продуктивно трудятся на благо науки, то фракцию генделевистов-биографистов (они обычно требуют, чтобы их называли генеделеведами) с 2025 года постоянно сотрясают кризисы. Как справедливо отметил один из них [в работе 2027 года “Дуэли Генделева при жизни и после смерти: 58 прижизненных вызовов и сотни посмертных”] - “человек с таким даром не мог прожить жизнь, не захотев кого-то убить, и спасибо, что не всех”.

Собственно, сама статья вызывает весьма весьма неоднозначные отклики, особенно учитывая, тот факт, что во-первых, поэт в ней прямым образом, очень цинично совсем не в слащавом духе того времени сравнивается с Пушкиным (дарование, сложный характер, вспыльчивый темперамент, нетоварищеское отношение к женщинам, денежный дефицит при высоких тратах, петербургская поэтическая школа, даже рост и “некий эфиопский образ”), что во время ее выхода [напомню 2027 год - до второй культурной революции еще целых 50 лет!] кажется кощунством, а во-вторых, тем, что некоторые персонажи, вызванные Генделевым на дуэль или оскорбленные иным образом еще живы, более того, занимают серьезные позиции во властных структурах Израиля и России.
Немало противоречивых откликов вызывает также работа “Дон-жуанский свиток Генделева”, вышедшая в 2031 году [по моим данным сам свиток ходил по рукам с 2011 года].

Невинная цитата Гаспарова: “Великую любовь Пушкина каждый сочинял по- своему: Щеголев - Раевскую, Брюсов - Ризнич, Цявловские - Воронцову, Ахматова - Собаньскую, Тынянов - Карамзину. Психоанализ Пушкина - дело сомнительное, но психоанализ пушкиноведения - вполне реальное”, точнее, даже не сама цитата, а указание на ее полную релевантность к Генделеву, вызвает целую бурю безобразной критики особенно среди потомков упомянутых в ней женщин.

2033 год. Отдельный весьма забавный кризис в среде биографистов возникает после публикации статья “Эритрейский анабазис Генделева”. В ней автор утверждал, что Генделев в начале 90-ых годо 20 века несколько раз находился в Эритрее с некоей секретной миссией и приводил свои гипотезы о том, что мог делать поэт в этом странном месте. Анализ проводился на основании домашнего видео, в котором поэт действительно несколько туманно указывает на две секретные командировки. В ответ появилась скандальная анонимная публикация “Пьяный бред” после чего общество раскололось на две фракции - одни поддерживали автора анабазиса [тем более, что многие исследователи были в курсе неоднозначной политтехнологической деятельности поэта в конце тысячелетия], другие, категорически не соглашаясь с безобразной хамской формой “Бреда” признавали, что факт присутствия Генделева в Эритрее - не очевиден, более того, сомнителен.

C середины 2030 годов генделеведение входит в спокойные академические рамки, четко контролируемые властью.
Власть и сопутствующая ей поп-культура пытается конфисковать творчество поэта у истинных ценителей начиная с середины десятых годов 21 века. Вот краткая хронология:

2013 год. Открытие первого ресторана Генделев (на базе рецептов из “Книги о вкусной и нездоровой пище”. с

2014 года - сеть.

2015 год. Одному из новых Боингов Трансаэро присваивается имя “Генделев”.

2016 год. Выходит сборник “Генделев для детей. Стихи Генделева в кратком пересказе для младшего школьного возраста”. Каким-то образом, [хотя времена еще были практически бесцензурные] в него попадает чудесное “если мальчик любит мыло и зубной порошок, то у этого дебила будет заворот кишок”

2025 год. Открытие двух памятников Генделеву в Москве (на Трубной площади) и в Иерусалиме (на площади Сиона) в честь празднования 75-летия поэта.

После 2025 года кажется, что генделеведение зашло в тупик. Скучно и неинтересно. Сплошной официоз и академическая наука. Транс-романсы на стихи и прочая попса.

Но книга: “Нет, это мой Генделев!”, вышедшая в конце 2025 году знаменует осознанное нежелание передовой части русскоязычной интеллегенции делить творчество великого поэта с надоевшей властью и поп-культурой.
В ответ на это власть издает в период с 2026 по 2028 год полное собрание Генделева на 12 языках (китайский, хинди, английский, испанский, арабский, фарси, японский, корейский, португальский, французский, немецкий, иврит) и вкладывает по официальной информации несколько триллионов юаней в маркетинг изданий Генделева. Сколько из них оказалось реально вложеным остается неизвестным, но когда в 2030 году первый транснациональная космическая экспедиция отправляется к Марсу, офлайновое (бумажное) карманное издание ПСС было у каждого космонавта и как несложно догадаться сам корабль, несущей первых людей на первую посещенную человечеством планету назывался “Генделев”. Как сказал генсек ООН “это потому что великий поэт очень много думал о небе”

Что правда.
Previous post Next post
Up