Горы Северной Осетии - 2008. Часть 4

Feb 17, 2014 09:00

Летом 2008 года я провел два сложных горных спортивных похода 4-й, а затем 3-й категории сложности в горах Северной Осетии, частично исследовательских. Суммарно за 44 дня пройдено более 300 км через 17 перевалов от 1А до 2Б категории трудности. Вертикальный набор высоты составил более 25 км! (такой же и сброс высоты). Мы прошли по многим долинам, прошли в зоне вечных снегов и громадных ледников, куда очень редко заходят люди. В этой серии публикаций хочу поделиться наиболее красивыми пейзажами удивительных, прекрасных гор Северной Осетии. Технические отчеты можно прочитать  тут и тут. Ну, продолжим путь!

Часть 1. Дигория-Цей
Часть 2. Цей-Мамисон-Зарамаг-Льядон
Часть 3. Дзамараш-Мидаграбин-Цата

Пасмурный закат с перевала Цата

Рассвет на следующее утро

Сделали восхождение на вершину Шаухох (4650 м). Увы, на вершине был туман. Красивых пейзажей не получилось.

Вернулись к лагерю на пер. Цата. Закат:

На следующий день погода нормальная. На спуске с пер. Цата в долину Геналдона любовались ледопадом Майли, одним из крупнейших на Кавказе:

Огромные массы снега в высокогорье уплотняются под своим весом в фирн, а затем лёд. Который, достигая в толщину десятков, а порой ста-двухсот метров, под своим давлением приобретает в нижней части свойство пластичности и начинает медленно, подобно мёду (только стократ медленнее) течь вниз. А на поверхности лед сохраняет свои привычные свойства - т.е. растрескивается на перегибах, поворотах. Так и образуются ледопады. По мере течения вниз, лед прибывает во всё более теплые места, и тает сильнее. Но сверху наползают новые слои. Так ледник с одной стороны стоит на месте, но с другой - движется, чем выполняет большую работу по полировке нижележащих скал.

Цветы в зоне вечных снегов

Ледник Майли течет со склона огромного Казбека:

Вечером в ущелье Геналдона (Кармадона)

Туманные горы:

(снято по пути к ночевкам 4200м у горы Казбек)

Долина и равнина в облаках:

Очень долго пришлось ждать улучшения погоды на ночевках 4200 м (у пика ОЖД) у Казбека. Ураганный ветер серьезно потрепал наши палатки. 2 дня подряд мы просто пролежали в палатках в ожидании, хотя бы, прекращения ветра. И вот, в одно утро, тумана нет, ветер слабый. Быстро собрались и пошли на восхождение на Казбек.

Но уже рано утром погода испортилась - нижние и верхние облака начали смыкаться. Вот облака над Военно-Грузинской дорогой глубоко в ущелье ниже ледников:

Феерия льдов (растрескавшихся квадратами), скал, облаков

На вершину мы взошли. Но - в полном тумане. (следите за публикациями, будут фото и умопомрачительные панорамы с вершины Казбека (5033 м) на 360 градусов, 2009 год). Вернулись в лагерь тоже в тумане, по GPS. И вечером, вдруг, внезапно распогодилось, и мы увидели Казбек, на который сходили:

Открылся не только Казбек. Вот гора Чачхох в облаках и облачное море над равниной далеко внизу:

Виды сногсшибательные!

Вершина Майлихох в тумане и начало грандиозного ледопада Майли:

Из холодов и ветров Казбека на следующий день мы спустимся с 4200 м на 2400 м к Кармадонским ваннам. Это выложенные из камней ванны, высоко в Геналдонском ущелье, в которых не вода, а горячий нарзан из недр Казбека! Туда 4 часа ходу от последнего поселения.

Первый поход летнего сезона (4-й категории сложности) завершен. Почти сразу будет второй поход попроще - 3-ей категории, зато в чем-то даже более красивый...

Часть 5. Дигория-Балкария, Рцывашки
Часть 6. Суганский хребет
Часть 7. Караугом-Бартуй-Таймази-Тана
Лучшие фотографии лета-2008

***

Приглашаю активных, без хронических заболеваний, читателей в красивейшие треккинги на Центральном Кавказе!
Вопросы и подробности по почте: mg5642@mail.ru. Михаил Голубев.