Христианские мотивы в современном кинематографе.

Dec 11, 2010 01:34

Интересная тема - образ искушения и борьбы с ним в современном кино. Возьму для примера экранизацию "Властелина колец" Толкиена. Это пожалуй лучший пример по теме.

Итак главный источник искушений в фильме - это кольцо Саурона. Как оно действует на персонажей фильма:

- Исилдур не устоял перед искушением, он присвоил кольцо не раздумывая.

- Смеагол убил своего друга Дреагола за право обладания "прелестью". Он стал рабом кольца, потерял человеческий хоббитский облик и превратился в мерзкого Горлума. Кольцо овладело волей несчастного на столько, что он думал о нём постоянно.

- Бильбо получил кольцо по воле случая, и в отличие от Горлума не стал убивать предыдущего хозяина "прелести". Думаю, что именно жалость к тщедушному Горлуму, проявленная Бильбо, позволила ему сохранить остатки воли и отказаться от кольца в пользу Фродо.

- Фродо досталась самая тяжкая ноша. Его борьба с "прелестью" видна на протяжении всего фильма. Сначала кольцо не может овладеть его сердцем, он с легкостью предлагает "прелесть" Гендальфу, потом Галадриели. Однако со второго фильма становится очевидным - кольцо постепенно ломает волю хоббита, но не смотря на это Фродо сохраняет контроль над своими действиями до самой развязки истории. Лишь у жерла вулкана, где кольцо было создано, "прелесть" полностью овладевает Фродо.

- Сэм владел кольцом меньше других, но и на него оно успело подействовать, т.к. он не с лёгкостью отдал кольцо Фродо.

- Боромир пал жертвой "прелести" сразу, как только увидел кольцо. Далее он только боролся за свою честь, не давая злой воле возобладать, чтобы не предать Братство. В итоге воин Гондора не выдерживает искушения и пытается отобрать кольцо силой. В результате Фродо покидает Братство, а сам Боромир погибает в бою с орками. К чести Боромира нужно сказать - он покаялся перед смертью, и это, пожалуй, самый сильный момент фильма.

- Фарамир пытается завладеть кольцом не для себя. Оно ему нужно для борьбы с Мордором, потому он хочет доставить Фродо своему отцу. Однако, Фарамир понимает всю разрушительную силу "прелести" и отпускает хоббитов.

- Гендальфу было достаточно только раз прикоснуться  к кольцу, чтобы понять - истинный хозяин "прелести" сильнее его, потому маг не может обладать кольцом во благо.

- Галадриель. У Королевы лесных эльфов судя по фильму случается просто припадок страсти к обладанию кольцом, но мудрость эльфийки побеждает и она отказывается от "прелести".

Прелесть - вот точное определение действия кольца на души разумных существ Средиземья. Прелесть происходит от слова "лесть" в превосходной степени, т.е. "прельщение". Этим словом в Православии обозначают греховное состояние человеческой души. Человек костнеющий во грехе, и не исправляющийся находится в прелести. Так что "Властелин колец" - наглядное пособие для христианина, в котором он может увидеть действие страсти сребролюбия (обладания) на разум и волю человека.

Еще один источник искушения - это палантиры, которые метко сравниваются с интернетом в переводе Гоблина. Да, именно со СМИ можно сравнить действие этого предмета на волю и разум пользователя.

- Саруман в попытках разыскать кольцо всевластия решается воспользоваться палантиром, но маг в итоге "законектился" на Саурона. Тёмный владыка постепенно ломает волю Сарумана и приводит его в итоге на свою сторону.

- Денотор тоже пользуется палантиром, этого в фильме нет, но это подразумевается. Тут та же картина, что и с Саруманом - "интернет" подбрасывает наместнику нужные картинки, и в результате несчастный превращается в подозрительного, одержимого злобой человека, страдающего к тому же галлюцинациями. В итоге Денотор лишается рассудка и гибнет.

- Пипин чуть было не пал жертвой праздного любопытства, той страстишки, которая губит души многих юзеров.

кино, Властелин колец, страсть, грех, христианство

Previous post Next post
Up