Путеводитель по Лувру

Mar 14, 2010 19:00


 

Удивительно и непонятно: зачем многочисленные туристы толпами ломятся в Лувр и стремятся осмотреть его «основные достопримечательности» в кратчайшие сроки? Наверное, для галочки. И для соответствующей фотографии (хотя, никогда не понимала, зачем фотографировать произведения искусства, если существует огромное количество доступных репродукций). На самом деле, смешно наблюдать, как в поисках известных полотен они трусцой обегают многочисленные залы музея (причем, обегают не один раз, потому что запутаться в его лабиринтах проще простого), а когда, наконец, запыхавшись, находят знаменитую Нику и Джоконду, непременно фотографируются с ними, а потом, немало разочарованные, снова отправляются на поиски. Теперь уже выхода. Потому что они выполнили свой долг: они это увидели. Только вот почему-то музейные сокровища не всегда кажутся такими величественными, как пишут о них туристические путеводители. Поэтому нечасто в Лувре слышишь разочарованные «ну и что?».

А если изучать коллекции Лувра не как запыхавшийся турист, а как заинтересованная в чем-то личность, то выходишь из него под сильнейшими впечатлениями, словно побывав в тех далеких веках, которые представлены в его коллекциях. Например, меньше всего посетителей в залах средневековой истории. А, между прочим, там представлены средневековые гобелены и витражи, которые, не хуже любого известного полотна представляют повседневную жизнь Европы. Прославленные апартаменты Наполеона III, конечно, весьма красивы, но напоминают рисунки с театральной афиши: не внушают они ни доверия, ни духа времени. Но в том же здании музея, немного подальше, представлена мебель эпохи Директории. А вот она, почему-то передает атмосферу интимной обстановки салона госпожи Рекамье, и располагает к доверию.

Не буду отнекиваться: я тоже люблю живопись эпохи Возрождения. Но не знаменитые полотна, о которых уже так много сказано, что даже не хочется иметь о них своего мнения. Например, я больше всего люблю полотна Боттичелли, которые передают не столько божественность, сколько воздушность, нежность и, в то же время, именно земную, приближенную к нам, природу Богоматери.

Я ни в коем случае не призываю туристов отказаться от посещения Лувра. Но я призываю отличиться от толпы себе подобных - взять в вестибюле план музей и определить свои приоритеты. Потому что в Лувре представлена огромная коллекция, рассчитанная на разные вкусы, социальные категории, политические воззрения и культурные уровни посетителей. Но я уверена, что каждый сможет открыть именно свой Лувр, который оставит в его душе не только пометку о посещение такого-то музея, но о чем-то большем, способным открыть неизвестные ранее нашей душе стороны.
Previous post Next post
Up