Dec 11, 2009 14:46
Точка поставлена. Жирная, немного аляпистая и оставляющая отпечаток на следующих страницах.
В понедельник подала своему начальнику заявление об увольнении. Он аж присвистнул. Конечно, из наших предыдущих разговоров он уяснил, что я недовольна работой 24/7, особенно в выходные, особенно по вечерам и ночам, но он даже представить себе не мог, что я уволюсь. Но самым поразительным для него стало именно то, что я ухожу не куда-то, в другую компанию с лучшей зарплатой, а просто ухожу от него, без четких перспектив на карьерное будущее. Сказал, что такое он видит впервые в своей жизни. И, если честно, то меня это не удивляет. Я вообще заметила, что в отношении работы у французов и у русских кардинально противоположные подходы.
Жизнь француза строится вокруг карьеры. Работа для него на первом месте, и только потом идет личная жизнь. Основная масса французов живет именно для того, чтобы работать, а не наоборот. Сразу оговорюсь, что описываю я типаж капиталисктического работника, с чьей жизнью я имела счастье (или несчастье познакомиться на личном опыте). Существует и другая категория, принадлежащая к государственным служащим, чья жизнь и работа является пределом мечтаний доброй половины населения Франции. Правда, доступ к этой касте ревностно охраняется находящимися там счастливцами и, собственно, самой государственной машиной.
Рядовой француз растет, учится, стажируется всегда с целью найти конкретную работу. Карьерные приоритеты и мотивация определяются в четкий план действий уже к окончанию школы: выбор профессии - обучение в институте - профессиональная стажировка - работа с постепенным повышением зарплаты и полномочий. И на протяжении всей жизни фанцузы стараются четко придерживаться этой схемы, чтобы шаг за шагом прийти к заветной пенсии. Самым страшным, пожалуй, является потеря работы. Потому что это не вписывается в выбранную схему. Но и тут на помощь приходят социальные пособия и разнообразная помощь в поисках заветной вакансии, либо же в переклассификация на другую специальность. Потому что француз не мыслит своего существования без работы. Так она и замыкается, его жизнь: работа, покупки по выходным, долгожданные каникулы два раза в год - летом и на рождество - , и, наконец-то, заветная пенсия.
Меня если, честно всегда удивляло, как они вписывают в эту схему рождение детей. Потому что на это самое рождение и воспитание дается, если мне не изменяет память, 8 декретных недель. А потом снова зовут трудовые будни, и приходится раскошеливаться на няню. Потому что нельзя остаться без работы. Особенно когда у тебя семья и пара-тройка кредитов лет так на -дцать за плечами.
Но самое для меня удивительное - они не хотят ничего менять. Их устраивает такой ход событий. Конечно, преиодически они жалуются, устраивают манифестации и забастовки, но в целом они довольны. И по-обывательски счастливы. И не понимают, если кто-то хочет выбраться из этого замкнутого круга.
Возможно, мои знания жизни и там, и тут далеки от реальности, но я не готова к такой жизни. Я не обыватель! Я хочу жить ради того, чтобы жить и наслаждаться этой жизнью. Работа для меня существует не как смысл бытия, а как развлечение. Я не люблю вставать в 7 утра и в срочном порядке собираться и куда-то бежать, чтобы в 9:00 железно быть на рабочем месте, которое покину после 18:00 (если повезет). Я люблю по утрам медленно завтракать, лениво смотреть телефизор, или проверять почту по компьютеру. Я люблю приходить на работу где-то после десяти, ближе к одиннадцати. Я не могу и не хочу работать каждый день, поэтому периодически я прошу выходные на неделе - чтобы заняться собой, своим интеллектуальным развитием, или просто элементарно выспаться. Понимаю, что меня как сотрудника это не очень высоко характеризует. Но я и не стремлюсь покорять карьерные Эвересты. Мне надо работать для развлечения. Чтобы не быть домохозяйкой. Чтобы прийти на работу показать себя, свои обновки, обсудить с коллегами недавно вышедший фильм, новую выставку, или очередные модные тенденции. Ну, и, между делом, немного поработать.
Просто когда-то давно, в Москве, как мне кажется сейчас - в прошлой жизни, я именно так и работала. И безумно любила свою работу. И ходила на нее с удовольствием. И, что самое удивительное, я иногда именно работала. И работала достаточно много. И приносила некую пользу. И мне было интересно жить и работать. И я не задумывалась, живу ли я ради работы, или работаю ради того, чтобы жить. Та работа настолько гармонично вписывалась в мою жизнь, что была ее частью.
А сейчас я люблю работу только в тот день, когда на мой банковский счет поступает зарплата, ну и еще в редкие нерабочие праздничные дни.
Я хочу любить работу и гармонично вписать ее в свою жизнь. Только вот где ее найти и как совместить с многочисленными счетами, которые надо чем-то оплачивать?
Вот и встает вопрос : как совместить русский подход к работе с французской действительностью?