Очередной опыт.
В школьные годы я занималась в художественной школе. Три раза в неделю по несколько часов и регулярные домашние задания - наброски сидящих/лежащих домочадцев. В конце обучения я даже пыталась поступить в специализированную среднюю школу, но не прошла конкурс. Решила махнуть рукой на тыворычество (таланта особого не открылось, так что зря время тратить?), учить лучше физику с математикой для института. С тех пор я не рисовала. Пару раз накатывала ностальгия, но быстро проходила, слишком уж беспомощный результат. Лет двадцать не писала красками вообще.
Несколько лет назад все-таки попробовала и испугалась. Разучилась. Обычное яблоко оказалось очень сложным, с массой теней, рефлексов, тонов. Я просто не представляла, какие цвета смешать на палитре и в какое место бумажного листа тыкать кистью. Натуральная маленькая паника. Здесь прежние навыки мне помешали, ведь человек, никогда прежде не рисовавший, не стал бы много думать и пересчитывать рефлексы, ткнул в зеленую краску и вперед.
А этим летом решила попробовать еще раз. И, надо сказать, панику я победила, нарисовала вполне приличную, на мой вкус, помидорку (не те, что на картинке выше). Правда не за пять минут.
Поняла, что для этого занятия нужно много времени и внутренней расслабленности, которой трудно добиться в обычной жизни. Все-таки в детстве как-то все проще, работать не надо, по магазинам ходить, еду готовить… В школе поболтался, домой пришел, пообедал и в художку.
Начала я не с акварели, памятуя о прежних неудачах. Купила мелки, пастельные, да не простые, а масляные (до этого ни разу в руки не брала). В общем, похожи на восковые. И еще купила блокнот с акварельной бумагой. И нарисовала зайца. Не то, чтобы он мне сразу понравился и я его полюбила, но заяц как заяц, узнаваемый. Вроде не слон и не хорек.
Потом я купила наборчик сухой пастели, которая больше известна по произведениям известных художников, тех же импрессионистов. Новый заяц понравился больше, с настроением, в дымке и неге. Причем дорисовывала мягкую травку уже вечером, когда ложилась спать. Внезапно подумалось: „а как же там заяц на жестком листе?" Встала, включила свет и дорисовала травку. „Мама однажды - мама навсегда". Но размазывать пальцем все это как-то расхотелось, тем более, что такими мелками шедевр „на века“ создать трудно, рисунок надо закреплять на бумаге слоем чуть ли не лака.
Тогда я пошла дальше и купила акварельные карандаши - ходила в "Леонардо" (супермаркет для хобби) ежедневно. Сначала нарисовала этими карандашами птичку и не стала добавлять воду. Получился рисунок обычными цветными карандашами, может, чуть поярче.
Потом наконец-то осмелела настолько, что достала старые кисточки и банку с водой. И как кстати коллега на работе собрала урожай с окна - парочку помидорок, одна из них досталась мне. Поскольку выросла овощишка на окне в нынешнее питерское лето, есть ее не хотелось.
*скромно* Я сделала из помидорки звезду. Рисовала ее множество раз, как Дали свою Галу. В очередной поход в "Ленардо" прикупила большой лист специальной акварельной бумаги "для настоящих художников". Разрезала его на кусочки и один за другим стали возникать портреты Пумидорки. Под конец я разошлась и добавила в композицию фиолетовую луковицу. Да, еще всё плохо и страшненько, но не в том был пойнт.
Самое главное в этом опыте - я победила страх перед кистью и белым листом, перед лежащим под лампой наглым овощем, который я хочу нарисовать. Перед калейдоскопом рефлексов, теней и бликов.
Как? Как всегда очень просто. Начинай с самого простого и повторяй, повторяй... В художке мы сидели у мольбертов и день за днем писали, размачивали, смывали и снова писали поверх стертого, так, что в итоге бумага покрывалась катышками. Тогда неудачи раздражали, а сейчас появился азарт, да и перфекционизм несвойственный юности тоже помогает.
После пары неудач и просмотра пары роликов „как нарисовать яблоко“ (большая помощь для начинающего) я решила сделать эскиз карандашом и отметить основные по-разному освещенные области - яркий блик наверху, самая темная часть почти в самом низу, рефлекс от белого листа и от окна. И обязательно хвостик. А то никто не узнает Пумидорку.
Не пыталась сразу нарисовать все-все видимые глазу перемены тона. Блик, тень, все остальное. Блик, тень, все остальное. Раз за разом. Заново училась писать по сырому, смешивать цвета на палитре. Теперь знание, что когда-то я все это умела, помогало мне. Ведь многие навыки сродни пресловутой езде на велосипеде. Если когда-то умела, смогу научиться снова. Кстати, пригодились и акварельные карандаши. С ними меньше боишься, что сейчас всё на листе смешается в грязную лужу и утечет не туда.
Слева - акварельный карандаш, справа - краски.
Пока на этом и остановилась. Отпуск закончился, по утрам нужно на работу, а вечером уже темно. Зато, чтобы не мучить живые овощи, купила парочку искусственных (в том же „Леонардо“. По 128 рублей штука. Тяжеленькие, со всякими вмятинами и пятнышками. Зато теперь, когда в очередной раз найдется время, я готова к "битве за урожай". И вам успехов!