Гаэта (часть 2). Малые сокровища Лацио (март 2015) - и не только

Mar 10, 2016 16:56


Предисловие здесь.

Активная ссылка при публикации на сторонних сайтах обязательна.

Маранола, Гаэта: мавзолей, собор и музей
Фонди и Сан Маньо, Итри
Чочария: Чертоза ди Тризульти

Чочария: Алатри, Вероли, Казамари...
Тарквиния-Корнето
Ассизи, Ассизи и Рим

День второй. Собор и музей в Гаэте.
Продолжаем разговор. Спустившись с горы Орландо мы поехали в Gaeta Vecchia, старую часть Гаэты. Чтобы попасть в Гаэту из Рима надо приехать на поезде в Формию, а потом или брать такси, или дожидаться автобуса. Неподалеку (не пешком, на машине, конечно) - городок Сперлонга со своими белыми домиками, облепившими скалу и гротом с рыбами около остатков виллы Тиберия. Еще дальше по берегу в сторону Рима - Террачина и пляжи. Дальше 26 фотографий с рассказом о главном соборе Гаэты и Епархиальном музее (с переводом из вики, со всякими терминами).




1. Собор посвящен Успению Божией Матери и священномученикам Эразму и Маркиану. Он не так эффектно расположен как церковь святого Франциска (Tempio di San Francesco) неподалеку, которая хорошо видна на панорамах Гаэты, снятых со стороны набережной и моря. Собственно, его и не видно толком ниоткуда. Перед фасадом очень тесно. Зато колокольня, символ Гаэты, видна отовсюду (фото не мое, из интернета).




Немного об истории собора (из итальянской Вики - а больше неоткуда):
Храмы Гаэты когда-то относились к епархии (с центром в Формии), основанной в конце III - начале IV века епископом Эразмом (святым). Из-за частых набегов сарацин в VIII-IX веках епископская кафедра (трон) была перенесена в более защищенную и безопасную Гаэту. В 842 году мощи святого Эразма были доставлены в Гаэту епископом Джованни III и помещены в уже существующей церкви Санта Мария дель Парко (вероятно, на ее месте в XI-XII веках и был возведен первый кафедральный собор Гаэты. 22 января 1106 года он был освящен папой Пасхалием II. Храм был посвящен Успению Пресвятой Девы Марии и святому Эразму, а также вероятно святым Маркиану и Пробо. Это было трехнефное строение с фасадом, выходящим на берег моря (противоположно нынешнему) и в нем в 1118 году епископ Джованни (в миру Джованни Каэтани) был избран и посвящен в сан папы и стал Геласием II.

До своего епископства Джованни Каэтани знатного местного рода был монахом в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино неподалеку. В Средневековье папы имели огромную власть, но и вместе с ней часто приходили и большие неприятности. Сначала недовольные его избранием сторонники императора схватили папу, избили и бросили в темницу. Позже им пришлось его выпустить благодаря нажиму римлян. Папа морем бежал в Гаэту чтобы избежать встречи с императором. Император за это объявил Геласия незаконным, и был избран другой папа, Григорий VIII. Стоило в июле императору покинуть Рим, как папа Геласий вернулся в Вечный город и отправился на церковный праздник. Но в церковь ворвались буйные сторонники императора, начался бой, в суматохе папе удалось скрыться. В итоге папа оказался во Франции, в Клюни, где и скончался в январе следующего года.

1 июня 1213 года мощное землетрясение в горах Аурунчи разрушило множество зданий в Гаэте, был частично разрушен и собор. Не позднее 1256 года он был перестроен: нефов стало семь, а ориентация здания изменилась на противоположную.

С 1788 года в соборе начались реставрационные работы по приказу Фердинанда IV Бурбона, короля Неаполя. Автор проекта Пьетро Паоло Феррара разрушил старую готическую постройку и оформил интерьер в неоклассическом стиле. Число нефов сократилось до трех, появились боковые капеллы.

В январе 1903 началось строительство нового фасада в неоготическом стиле (завершен в 1950). В ночь с 8 на 9 сентября 1943 года (после подписания перемирия и фактической капитуляции Италии) Гаэту бомбила немецкая авиация и бомба попала в собор. Был разрушен центральный неф, орган, сильно пострадали пол апсиды и картина над главным алтарем. Восстановленый храм вновь открылся в 1950 году. С 2008 по 2014 год проводились работы, сильно изменившие интерьер собора. Он был открыт и освящен епископом 27 сентября 2014 года.

2. Скальная стена напротив фасада собора. Вечером, когда фонари горят, очень атмосферно. Сам фасад ничем особенно не примечателен: красный кирпич, декоративные элементы из серого камня, слепое окно-розетка. На самом верху - чугунная статуя Пречистой Девы (1904). Перед входом в атриуме стоят две колонны на группах из двух полустертых от времени львов (написано, что львы были объединены, а на пары их разбили во время последней реставрации). Тут же, на колоннах, которые раньше стояли на хорах, размещены небольшие статуи святых, слева - святой Эразм, справа - святой Маркиан, выполненные в 1984-1985 годах Эразмо Ваудо.

"Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский, ученик святого апостола Петра, был послан в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около города Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Скончался он мученически, убитый иудеями. Мощи его находятся в итальянском городе Гаэте. (Священномученик Маркиан - одно лицо со святым Маркеллом, епископом Сикелийским, память которого 9 февраля)" (Жития святых)

О святом Эразме информации больше и она интереснее. Например, "С самых юных лет Эразм посвятил свою жизнь служению Богу, и в зрелые годы он был возведен в сан епископа города Формии (Италия). Во время гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана он оставил свою кафедру и удалился в Ливанские горы, где скрывался семь лет. Однажды явился ему Ангел и сказал: «Эразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов». Дальше были разные события и страшные приключения с пытками, а кончилось все мирно: "Архангел Михаил освободил Эразма от оков и привел его в епископию, где святой продолжал проповедовать Евангелие. Там святой и скончался в 303 году." Впрочем, достоверность жизнеописания весьма невелика. И описана ли жизнь одного человека - неизвестно, скорее всего нет. Кстати, к житию приложил руку и монах Иоанн Каэтан (впоследствии папа Геласий II), у него оно обросло подробностями.

Святой Эразм считался покровителем токарей и ткачей. В Испании, Италии, Португалии также рассматривался как патрон корабелов и мореплавателей. В его честь, например, названы электрические разряды, возникающие на верхушке корабельной мачты во время грозы как знак, символизирующий помощь и поддержку святого («Огни святого Эльма»), в одном из эпизодов «Мученичества» святого описан случай, когда в Эразма ударила молния, но несмотря на это он продолжил свою проповедь перед язычниками.




3. Интерьер. Понятно, что от самой древней постройки здесь почти ничего не осталось, это результат перестройки при Бурбоне и реставраций последних лет, о которых в статье несколько раз упоминается в том ключе, что "разломали старое и разместили элементы различных эпох и стилей", слов о "бережном и точном восстановлении" мне как-то не попалось. Например:

"Во время проведения работ в 2008-2014 годах были вынесены на свет несколько античных конструкций и радикально изменена область пресвитерия (между нефом и алтарем) путем соединения элементов различных эпох."

К сожалению, во время нашей экскурсии я ничего этого не знала, да и языковой барьер помешал бы, а ведь можно было бы все узнать о работах последних лет от непосредственного участника, а не из википедии.

Вот так выглядит главная часть церкви - скамьи в главном нефе, пресвитерий и апсида. Справа и слева, здесь не видные за колоннами, расположены двойные лестницы, ведущие вниз, в суккорпо (крипта) и наверх, в пресвитерий. Здесь же, кстати, видно (в верхней части справа) как старые колонны встроены в стены и пилястры сверху оканчиваются на них.




4. Hад алтарем находится Распятие (1460 год), написанное на доске, работы Джованни да Гаэта, происходящее из бывшей церкви Санта Лючии и прежде бывшее в Епархиальном музее Гаэты. В основании изображена фигура Марии Магдалины, охватившей ноги Иисуса, рядом с ней череп Адама. Под Распятием - главный алтарь храма в виде древнего саркофага, стоящего на двух львах. У стены справа стоит епископская кафедра XV века. Деревянные хоры в апсиде датируются первой половиной XVI века, возможно изначально они размещались в другом храме. На стене - живопись на доске, изображающая Мадонну с Младенцем и Михаила Архангела в окружении шести ангелов, работы сиенца Марко даль Пино (середина XVI века). Органа в соборе сейчас нет.




5. А теперь - детали. Мраморный саркофаг святых Эразма, Пробо и Инноченцо, стоящий справа (написано, что детский). От бедных львов мало что осталось, когда-то они держали колонны, судя по круглым основаниям на львиных спинах. В верхней полосе изображены амуры, едущие на каких-то кошачьих: по-моему так это опять же львы, но конечно тонкой работы.




6. А это - саркофаг слева, в нем хранятся мощи святых Касто, Секунда и святой Эйпурии (останки последней стыдливо отделены от других деревянной перегородкой). Оба саркофага были установлены изначально в крипте в 1620 году. Годом раньше была построена апсида в стиле барокко. Работы в соборе начал Якопо Ладзари (Lassari), а продолжил его сын Дионисий (довольно известный мастер неаполитанского барокко).




7. Слева виден фрагмент пасхального канделябра (или пасхальной колонны, не уверена, как более принято). На колонне изображены сцены из жизни Христа и святого Эразма (сверху вни и слева направо). Как и многое в этом интерьере, колонна не предназначалась для этого места и где только не стояла. Сделана она вроде бы в 1370 году, в соборе стоит с конца XVIII века. Когда построили фасад (1903), ее переставили наружу, она стояла на четырех львах, в 1920 вернули обратно, в 1943 колонна пострадала, но была восстановлена. Пюпитр в виде сложной композиции вроде "Репки", жалко самую нижнюю маленькую зверюшку, которая, тем не менее, тоже кого-то угрызает.




8. Две панели, расположенные по сторонам от решетки, с четырьмя барельефами на каждой. Вроде бы изначально это были части алтаря в бывшей церкви святой Лючии (откуда многое, похоже, перетащили в собор). Панели выполнены в 1928 году, причем использованы элементы из древней кафедры собора (трона). В общем-то, это здесь обычное дело - древностей, целых и фрагментов, кругом столько, что нет нужды сооружать некий цельный ансамбль "с нуля", собрали там и сям, что подошло друг к другу, и хорошо. Барельефы, между прочим, XIII века. Слева - Грифон (символ мудрости, силы Христа), справа Ангел (символ евангелиста Матфея).




9. Справа - Орел (символ евангелиста Иоанна), слева - Русалка (хотя больше похоже на Русала с усами) с раздвоенным хвостом (символ похоти, между прочим). Эти барельефы принадлежат к тому же циклу, что и четыре другие изображения, хранящиеся в бостонском музее Изабеллы Стюарт-Гарднер, которые изображают Оленя (символ верующего), Льва (евангелист Марк), Тельца (евангелист Лука) и Василиска (зверь дьявола). Кстати, не врет википедия, и посейчас там рояль есть... в том смысле, что висит на стене, во дворике. Жаль, василиска не разглядеть.




10. Справа от главного входа в собор, расположен "седьмой неф", закрытый стеклянной панелью, - он был самым южным из семи нефов здания XIII века и построен на месте левого бокового нефа предыдущего, трехнефного собора XI-XII веков. Сейчас там можно увидеть обломки, остатки и фрагменты, видимо то, что в интерьер не никак не вписалось, а выкидывать жалко :-).




11. Алтарь в апсиде (там, где деревянные хоры). Мы обычно очень боимся в церквях сделать что-нибудь не так, нарушить какие-нибудь правила и этим оскорбить чувства верующих (при этом во-первых умудряемся нарушить все равно, как в аббатстве Казамари чуть позже, во-вторых часто боимся напрасно и уходим что-то не увидев). На этот раз мы гуляли не сами по себе, иначе мы ни за что не пошли бы в заалтарную область храма. Наши местные проводники однако чувствовали себя совершенно свободно, садясь на сиденья хоров и рассказывая нам о строительстве алтаря.

А алтарь этот - ценный древний алтарь из полихромного мрамора, работы Дионисио Ладзари (1683). Украшен мраморными интарсиями (вставками) с растительными орнаментами (неаполитанское барокко, яркий пример за пределами Неаполя - аббатство Монте-Кассино, которое очень стоит посетить). Передняя панель алтаря была восстановлена в 2008-2014 по образцу 1786 года (с упрощениями) и заменила сильно поврежденную в 1943. Между двумя головами ангелов открывается круглое окно, внутри лежат мощи святой Альбины.

Святая мученица Альбина Формийская пострадала за Христа в гонение римского императора Деция (249-251 годы). Она родилась на востоке Римской империи, в Кесарии Палестинской и происходила из знатной семьи, была известна своим умом и красотой. Гонители, схватив святую Альбину, принуждали ее отречься от веры и наконец, видя свое бессилие, обезглавили святую. Это произошло вечером 16 декабря. Тело Альбины вместе с останками других мучеников было положено в лодку, отданную на волю волн. Однако лодка, охраняемая Ангелом Божиим, чудесным образом причалила к берегу у местечка Скаури близ города Формии. Мощи святой первоначально хранились в городке Минтурно, в 1985 году ее глава была передана церкви святой Альбины в Скаури. Почитание мученицы Альбины было широко распространено в Формии и Гаэте. Иногда встречается мнение, что святая Альбина пострадала не в Кесарии Палестинской, а в Скаури, Формии или Гаэте.




12. В боковых капеллах тоже стоят красивые мраморные алтари, но там как обычно темно, мало что видно, а потому каждая капелла выглядит также как соседняя, что называется "видел одну - видел их все", хотя это и звучит мнэ... малокультурно.

Спускаемся вниз, в крипту, которая больше похожа на нижнюю церковь (впрочем, я не сильна в тонкостях церковно-архитектурных дефиниций). В главном храме Гаэты это суккорпо (Succorpo). Не всякая крипта зовется суккорпо, самые известные - в соборе св. Николая в Бари и соборе св. Януария в Неаполе, в них хранятся мощи святых. Другой вариант - часть более старой церкви, поверх которой построена существующая. Наверное это название характерно для южной Италии.

Постройка крипты по проекту Якопо Ладзари началась в 1619 и была продолжена его сыном Дионисио. Попасть туда можно по двойной лестнице, завершенной в 1689 году. В нижней части стен - пояс с интарсией мраморов двух цветов, имитирующий балюстраду, остальная поверхность украшена барочной лепниной. Реставрация еще не завершена полностью. Две лестницы соединяются у входа в часовню, где висит табличка 1666 года в знак благодарности населения Гаэты святому Эразму за избавление от угрозы чумы в 1656.

Крипта закрыта массивными бронзовыми вратами, сооруженными в 1669-1670 по образцу врат в капелле "Сокровища святого Януария" неаполитанского собора. На вратах изображен герб Гаэты и установлен бюст святого Эразма. Вот оно что, а мы сколько раз (на самом деле, немного, раза три) заезжали в Неаполь на полдня-день, а в собор ни разу не попали, все как-то не по пути было.




13. Фрески на потолке (1662-1664) работы Джиачинто Бранди. На трех центральных изображены "Бог Отец с херувимами", "Слава святого Эразма" (в центре). Эти две очень пострадали в 1943, лучше сохранилась третья - "Слава святых Альбины, Касто, Эйпурии,.." (и еще четырех святых: собор Гаэты весьма гостеприимен, здесь поклоняются не одному-двум, а очень многим достойным святым, местным уроженцам). В парусах изображены Добродетели, справа Божественность, Мудрость, Сила Духа, Смирение и Покаяние, слева Скромность, Благоразумие, Вера, Благотворительность и Вечность (разве это добродетель? Странно). Но живописные росписи - не самое яркое впечатление от часовни, скажем так. Вот роспись мрамором, каменные узоры, та самая интарсия, то самое неаполитанское барокко - это да.




14. В двух ближайших к алтарю нишах стоят два бюста-реликвария: бронзовый святого Эразма (справа) и сявтого Маркиана слева (у подножия находится дрревний саркофаг с останками святого), бюсты выполнены в 2008. На стене в центре - "Мученичество святого Эразма" работы Джианчинто Бранди (1663-1664). Здесь, судя по всему, бедного святого мучают без подручных средств, мануально, так сказать. Что, скорее всего, ближе к легендарной правде :-), хотя "одним из символов его мученичества стал ошибочно считаться судовой подъемный ворот, лебедка, на который палач якобы накрутил внутренности святого". Технически это могло выглядеть как здесь на триптихе работы Дирка Баутса - то самое "страдающее Средневековье", еще без надписей, невозмутимое и беспощадное.




15. Алтарь. Здесь раньше стоял саркофаг, теперь служащий главным алтарем наверху.




16. Фрагмент передней панели.




17. Фрагмент балюстрады. Синий камень, из которого сделаны лепестки цветка, - самый дорогой в этой композиции, лазурит. Судя по ярко-синему цвету - действительно, такой сорт лазурита ценится больше остальных. Впрочем, не в ценности камней дело, а в умении их сочетать.




18. Птичка.




Вот и все о соборе. И так-то много получилось. И ни одной фотографии с колокольней - символом города. А темно уже было. Но пару цитат из Вики все-таки приведу: "Колокольня расположена за собором, на оси древнего бокового левого нефа собора XI-XII веков. Строительство началось в 1148 году и закончилось в 1279 году (131 год). Для возведения высокой базы (фундамента) использованы каменные блоки, часть внешнего покрытия мавзолея Луция Семпрония Атратино, I век до н.э., о чем свидетельствует его имя, видное на левой стороне." Этот мавзолей где-то здесь неподалеку, но мы его не видели. "В главном фасаде колокольни, выходящем на залив, есть большая стрельчатая арка, которая поддерживается двумя тосканскими колоннами. Под аркой начинается лестница, которая завершается дверью, это второй вход в собор. Вдоль боковых стен размещены древние скульптурные элементы, такие как два римских саркофага (середина III века) и два барельефа, изображающих Иону и кита." И еще, с другого сайта про этих Иону с китом: "По мнению жителей Гаэты это предупреждение детям древнего соседнего Минтурно чтобы не купались в реке, на которой стоял город, потому что там водятся некие пещерные рыбы."

Музей Diocesano (Епископальный музей), как и собор, приобрел свой нынешний вид не так давно. Когда мы были здесь в прошлый раз, несколько лет назад, нам показали только пару комнат с древними книгами (и сдается мне, это были комнаты в кампаниле, колокольне), а теперь тут выставлена и живопись, фрески, церковная утварь и облачения, гравюры.

19. Музей расположился в историческом здании - Палаццо де Вио, принадлежавший кардиналу Томмазо ди Вио. Дворец в течение веков переживал различные преобразования, сильно изменившие его первоначальный вид. До 1960-х здесь располагалась епископальная семинария. Вход в музей, с небольшой площади, малозаметен.




20. Я так и не нашла в сети явного ответа на простой вопрос: "когда был открыт музей". Везде попадается один и тот же, в сущности, текст: "Впервые идея создания епархиального музея возникла в 1903 по случаю закладки первого камня на строительстве нового фасада собора. Коллекция составлялась из реликвий классического и средневекового периодов, найденных на территории города и окрестностей. В последующие годы был начат сбор еще одной коллекции, в которую вошли картины из нефа собора. О создании музея было объявлено 4 ноября 1956 года. С 1998 в палаццо шли реставрационные работы." Во всяком случае сейчас музей открыт (правда расписание хитрое, открыт утром и вечером, билет стоит 5 евро, сайт)




21. Конечно большинство экспонатов музея, соответствуя его названию, имеют культовое назначение: религиозная живопись, утварь, облачения священников. В описаниях особо упоминается штандарт из битвы при Лепанто (1571), поднятый на флагмане папского флота (на фото конечно не он).




22. В музее хранятся произведения X-XIX веков. Я не искусствовед, но у меня было впечатление, что музейная коллекция, пусть и не уровня Лувра, но вполне достойна. Есть там многое, что обычному человеку посмотреть интересно. Особенно отлежавшему вахту на пляже и пожелавшему культурных ценностей.




23. Такое вот яркое румяное "Рождество".




24. В витринах выставлены книги, в том числе рукописные. И редкие ценные нотные записи, потребные для церковного пения.




25. Чувствуется, что художник, творец этого небольшого бестиария, особенно тщательно освоил рисование коготков. Интересно, кто это, с копытами и в разноцветных яблоках, которого хочет кусить за хвост медвед? Лошадь, наверное.




26. Отдельный небольшой зал (или даже не один, не помню уже) посвящен родной Гаэте и окрестностям. Много гравюр и рисунков. Можно попробовать найти знакомые ориентиры: колокольню собора, анжуйский замок на горе... В музее есть что посмотреть и детям.




27. А это Формия. Мола - старая башня у маленького рыбацкого порта, символ города - по-прежнему стоит на своем месте. А еще дальше - Гаэта.




28. Здесь узнать Гаэту уже труднее, это для туристов продвинутого уровня. Правда гору Орландо с мавзолеем Планка на вершине и колокольню собора найти нетрудно. Как и пляж Серапо. А вот таких крепостных стен вдоль берега (или это каменные набережные?) и порта наверное и следа не осталось.




29. Поросшая каким-то муравками стена напротив собора.




30. Фонарь и пальма. Просто так. На фотографиях, к сожалению, не передается теплый ветер с моря, шелест, аромат можжевельника или что там так пахнет, югом.




Однако вечер долгого дня продолжается. Вышли из музея, завернули за угол, прошли по узким улочкам и нас привели в какой-то маленький ресторанчик (La Cantina di Ciccillo). Чичилло - это имя, подсказывает гугл, производное от имени "Сирил". А ресторан тут аж с 1837 года. Почти музей, в полу стекло, а за ним можно увидеть древнеримские камни, остатки цистерны для воды. А в баре около больницы, где нас любят угощать вкусным кофе, в туалете стоит древняя колонна. Ведь мимо этих мест когда-то проходила Аппиева дорога, ведущая из Рима в Капую, недалеко от Гаэты есть открытый участок этой самой дороги.

31. Интерьер ресторана.




32. Это - пресс для получения все того же оливкового масла. С пояснительной табличкой.




33. Вечер. Тот случай, когда атмосфера старых улочек неуловимо напоминает Ехо. То ли уютным теплым камнем вокруг, то ли ожиданием чего-то - не то, чтобы чудесного, но чего-то похожего.




Дальше по плану - небольшое, но необычное аббатство Сан Маньо в окрестностях Фонди и сам Фонди с его замком и коллекцией дедушек. Почти 30 км на северо-запад от Гаэты.

Италия-2015, Лацио, Италия

Previous post Next post
Up