Зоя МЕЖИРОВА "Область духовного осязания" О прозаике Александре ДАВЫДОВЕ
Журнал "Зарубежные записки" №37, 2017
ГлавнаяИздателиРедакторРедколлегияПопечительский советКонтактыСобытияСвежий номерАрхивОткликиТорговая точкаЛауреаты журналаПодписка и распространение Зарубежные записки № 37, 2017 ОБЛАСТЬ ДУХОВНОГО ОСЯЗАНИЯ.
ОБ АЛЕКСАНДРЕ ДАВЫДОВЕ
Я люблю эту непознанную область, к ней всегда тянет.
Перелистывая давно прочитанные страницы повести «49 дней с родными душами…», я снова ощущала, что у дополнительного, загадочного шестого чувства есть щупальцы, как бы локатор, - лучи которого особенно чувствительны, прикасаясь к событиям, характерам и предметам.
Локатор - с необычайной точностью определяет м е с т о н а х о ж д е н и е. Но чего? Что именно он нащупывает своими невидимыми гибкими ответвлениями? Конечно, - тоже невидимое и неявное для обычного глаза. Не находящееся на поверхности - состояние, настроение, атмосферу, которую очень непросто передать.
Александр Давыдов пишет, вспоминая, - но не со стороны, а находясь в пластах и глубинах того Тонкого Мира, который и определяет истинное течение жизни. Это очень интересный и необычный взгляд именно внутреннего зрения, которому открываются и скрытое из происшедшего и даже предсказания будущего.
Может быть, этот взгляд - природный для автора. Может быть - приобретенный. Но тогда какая, тоже скрытая, духовная работа помогла достигнуть этого проникновения в неявные и неявленные слои и сферы?
Вспоминается древний Дельфийский Оракул, - легкие одурманивающие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили прорицающего к ясновидению. Нужно было попасть в то состояние, которое и давало возможность видеть то, что скрыто. Тонкая струйка газа вводила человека - в познание сверхъестественного через наркотический экстаз, вызываемый парами.
Что явилось для Александра Давыдова такими «парами»? Их в реальности не было, значит не было важнейшей внешней помощи в достижении желаемой, такой желанной для творчества точки. Но дух проделывает свою работу. Напряженную. Часто сжигающую физически.
«Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи/ Я сквозь темные ночи в венце…» - ворожит божественный Александр Блок, вкладывая эти слова в уста любимой из прошлого. Что это? Что за венец в темных ночах?
В твоем голосе - возгласы моря,
На лице твоем - жала огня…
- продолжает ее Голос.
Жала огня… Вот оно - прикосновение к тайне.
Лишь рубин раскаленный из пепла
Мой обугленный лик опалит!
- вторит ей, подтверждая, Блок. Идя еще дальше. Не огонь, - а уже пепел огня. Венец в темных ночах - состояние близкое трансу. Жала огня на лице - огненные языки вдохновения. И в любви оно есть, как и в творчестве.
Чтобы вспоминать, надо уйти вглубь себя. Чтобы прочувствовать воспоминания на уровне бессознательного, которое и есть высшее сознание, надо внутри себя подключиться к особому, неведомому реальности бытию. Здесь, на этом уровне, и возникают высокие достижения творчества.
Я благодарна Саше Давыдову, - моему давнему приятелю юных посиделок и другу текущих наших дней, так неожиданно представшему передо мной в прозе и удивившему своим даром, - за то, что он ввел в сопредельную область скрытого понимания Окружающего, за прикосновение к ней.
Зоя МЕЖИРОВА