Сыктывкарский городской суд Республики Коми обнародовал свои претензии к милицейским «буханках»
10 июня 2008 года, г. Сыктывкар (Республика Коми). Вчера Сыктывкарский городской суд обнародовал полный текст своего решения, в котором признано, что даже кратковременное содержание в холодном и темном милицейском автомобиле УАЗ-3909 (известен как «буханка») может унизить человеческое достоинство граждан. К такому выводу пришел судья Роман Ошманкевич, рассмотревший иск члена правления Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Эрнеста Мезака к УВД Сыктывкара.
Поводом для судебного разбирательства послужил инцидент, произошедший 25 декабря 2007 года. По инициативе активистов КПК «Мемориал» у памятника «Скорбящий войн» в Сыктывкаре была
отслужена лития о жителях Коми, погибших в Афганистане и Чечне. Перед скульптурой война были зажжены свечи в красных пластмассовых стаканчиках. В десятом часу вечера Эрнест Мезак подошел к памятнику, чтобы убрать стаканчики. Здесь по надуманному подозрению в хулиганстве его
задержали милиционеры патрульно-постовой службы. Правозащитник был помещен к двум пьяным в задний отсек типового милицейского автомобиля
УАЗ-3909 с бортовым номером 967, где он провел около 20 минут, а затем был отпущен.
26 марта 2008 года Эрнест Мезак подал в Сыктывкарский городской суд заявление об оспаривании действий сотрудников УВД Сыктывкара. Основываясь на прецедентной практике Европейского суда по правам человека, правозащитник попросил суд признать условия его содержания в милицейском автомобиле унижающими достоинство и бесчеловечными.
Вчера вечером стал доступен полный текст судебного решение, вынесенного по итогам
состоявшегося 5 июня заседания суда. Судья Роман Ошманкевич посчитал доказанным тот факт, что Эрнест Мезак без должных правовых оснований около десяти минут содержался в заднем отсеке уазика, где было холодно и темно. Прямо применив часть 2 статьи 21 Конституции России и статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека, суд сделал следующий вывод: «Условия пребывания Мезака Э.А. в заднем отсеке автомашины были незаконными и унижающими его человеческое достоинство, поскольку сам по себе факт кратковременного пребывания гражданина в транспортном средстве специального назначения без законных оснований, без тепла и освещения достаточен для того, чтобы причинить страдания и лишения.., а также вызвать в нем чувство страха, беспокойства и неполноценности, унижающие и оскорбляющие его».
В тоже время Сыктывкарский горсуд не признал условия содержания в «буханке» бесчеловечными. Такая позиция суда основана на том, что находившийся в патрульной машине правозащитник не был лишен средств связи, к нему не применяли физическую силу, в его адрес не высказывались оскорбления.
В КПК «Мемориал» согласны с решением суда. Остался, правда, вопрос, можно ли возить в холодных и темных уазиках людей, для задержания которых есть законные основания. В «Мемориале» полагают, что нельзя. При доставлении граждан в милицию российские власти обязаны соблюдать стандарты гуманной перевозки лишенных свободы лиц, выработанные Европейским судом по правам человека и Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП). Стоит напомнить, что Страсбургский суд в своем постановлении по делу «Худоеров против России» согласился с мнением ЕКПП о том, что камеры тюремных фургонов должны освещаться, вентилироваться и обогреваться, а также оснащаться сидениями и приспособлениями, предотвращающими потерю равновесия заключенными во время движения автомобиля. Эти требования, подчеркнул международный суд, необходимо исполнять при перевозках любой продолжительности.
«В России есть справедливый суд. В этом мы убедились на примере дела Эрнеста Мезака. Теперь КПК «Мемориал» будет добиваться, чтобы милиция перестала возить задержанных в задних отсеках «буханок». Ведь, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что эти отсеки предназначены для перевозки груза, а не людей», - так прокомментировал решение Сыктывкарского горсуда юрист КПК «Мемориал» Александр Островский.
Справочная информация:
1) Полный текст судебного решения доступен по ссылке
http://mezak.livejournal.com/128840.html 2) Часть 2 статьи 21 Конституции России устанавливает следующее: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»
3) Статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Дополнительную информацию можно получить у члена правления КПК «Мемориал» Эрнеста Мезака. Телефон в Сыктывкаре - +7 912 865-46-69. Электронная почта - ern@mail.ru.