Позабытый покоритель Арктики. Вездеход «Пингвин», созданный за несколько месяцев

Feb 14, 2020 11:17


Не  так о я писал о самом легендарном транспорте покорителей Антарктиды,  «Харьковчанке», построенной на базе тяжелого артиллерийского тягача  АТ-Т. Но говорить об этой машине не упомянув её предшественника, было бы  неправильно. «Пингвин» хоть и не стал любимцем полярников на долгие  годы, но именно он заложил концепцию полярных вездеходов на будущее.





Даже  в наши дни, когда на 3D принтерах можно напечатать даже дом, слабо  верится в то, что машину, предназначенную для длительной эксплуатации в  экстремальных условиях, инженеры и работники КБ танкостроения Кировского  завода (когда-то Путиловского) построили менее чем за пол года.

Инициатива  по созданию «Пингвина», он же «Объект 209» принадлежала Михаилу  Михайловичу Сомову, знаменитому исследователю Арктики, доктору  географических наук. Полярникам для их работы в нелегких условиях  требовался специальный транспорт, способный преодолевать тысячи  километров ледяных пустынь, при этом обладающий хорошим обитаемым  внутренним пространством, по сути, мобильной полярной станции.



Вопрос  необходимости такой техники назрел еще в 1955-м году, а к 1957-му стало  понятно, что без соответствующей техники исследования будут  замедляться. Сложность состояла в том, что машина нужна была даже не «на  вчера», а «на позавчера». Работы над «Пингвином начались в мае 1957  года, а уже в конце октября «Пингвины» должны были отправиться в Арктику  в составе очередной полярной экспедиции.



Основой  для «Пингвина» послужил лёгкий плавающий танк ПТ-76. Эти танки  проходили испытания в Заполярье, и в целом, неплохо там себя показали.  Учитывая возросшую, в отличие от танка, массу «Пингвина», и  специфические условия работы, в ходовую часть внесли ряд изменений, а  саму гусеницу расширили. Таким образом конструкторам удалось добиться  удельного давления на грунт около 300 кгс/см2, при весе машины в 16  тонн. Для сравнения, этот показатель у обычного легкового автомобиля  выше, в среднем, раза в три.



Необычный,  сложный заказ потребовал нетипичного подхода в его реализации,  изготовлением каждой машины руководит отдельный конструктор.

Всего  было сделано 5 экземпляров «Пингвинов», над одной из них работал  коллектив под руководством Николая Сергеевича Попова, создавшего  впоследствии танк Т-80. Не менее значимыми были и инженеры, работавшие  над остальными машинами, а главным конструктором был Жозеф Котин,  получивший за создание «Пингвина» почетную награду «Заслуженный  полярник».



Несмотря  на столь короткий срок, отведенный на создание вездехода, он получился  очень удачным. Выносливый двигатель обеспечивал возможность буксировки  санного прицепа весом до 12 тонн, сам «Пингвин» на одной заправке мог  преодолеть расстояние до 3 тыс. километров. В 1958 году в рамках третьей  Советской антарктической экспедиции, полярники на четырёх вездеходах  достигли так называемого «полюса недоступности», где основали  одноименную станцию.



Самым  большим недостатком этой машины, насколько мне известно, считалась  теснота, мало места было внутри, ведь машина унаследовала габариты  танка, хоть и выполняла теперь гораздо более значимые задачи. Опыт  использования вездехода сильно помог инженерам при создании легендарной «Харьковчанки».

Один из «Пингвинов» поставлен на вечную стоянку на станции Мирный.

Харьковчанка, спецтехника, Пингвин

Previous post Next post
Up