Долгий путь на конвейер. ЗИЛ-4331

Jan 24, 2020 09:23


ЗИЛ-4331  это целая эпоха нашей автомобильной истории. Эти машины еще  встречаются, до сих пор работают, давно пережив завод, их выпустивший,  но с каждым днем уходят в прошлое.





Впервые  грузовик в его законченном, так сказать, виде, появился еще в 1984  году, но его появлению предшествовала долгая и кропотливая работа, о  которой и поговорим в этой статье.

Своими  конями 4331 уходит в далёкие 1960-е, после того как на конвейер был  поставлен легендарный 130-й, конструкторы Завода имени Лихачева занялись  разработкой совершенно новой машины, с дизельным двигателем.



Причем машин было несколько, был трёхосный дизельный ЗИЛ-170, ставший впоследствии «Камазом», и бензиновый ЗИЛ-Э169А.

Обе  машины были бескапотной компоновки, о них я писал ранее, ссылки будут в  конце этой публикации. После того как заводу «порекомендовали» передать  все наработки по 170-й модели на Камский автозавод, конструкторам не  оставалось ничего другого, как начинать всё с нуля. За основу взяли  бензиновый прототип ЗИЛ-Э169А, но в ходе работы над ним, от машины, по  большому счету, остался только индекс - ЗИЛ 169.

Двигатель и кабина стали совершенно другими. Первый экспериментальный образец появился в 1974 году.



Машина  вновь приобрела капотную компоновку, от которой конструкторы ЗиЛа так  хотели отойти, кабина получилась угловатой. На дворе было начало 70-х,  после плавных линий в моду повсеместно входил именно такой, брутальный  «квадратный» дизайн, над которым работал Лев Самохин.

Плавными  остались лишь крылья, передняя часть которых уже тогда представляла  собой одно целое с капотом. Машина имела полный индекс «4Э 169 Г».



Интерьер кабины ЗИЛ-169Г

Грузовик  комплектовался новым двигателем ЗИЛ-645. Это дизельный V8 объемом 8.7  литра имеет мощность 185 л.с. и крутящий момент 510 Н/м. Насколько мне  известно, со слов знакомого водителя, долгое время имевшего дело с этим  двигателем, он даже был многотопливным.

Трансмиссия механическая, коробка передач девятиступенчатая. Подвеска осталась рессорной.



Через пару лет, в 1976-м появился ЗИЛ-7 Э169 Г, с удлиненной кабиной.



Спальника  там не было, а перед дверями, как продолжение ветрового стекла, были  небольшие окна-форточки. Капот и оперение остались прежними.

В  1978-м году грузовик приобретает окончательный вариант внешнего вида  кабины, с которой мы все его и видели на наших дорогах. Красивый  получился грузовик, на мой взгляд, конечно, хотя многие и поспорят.



ЗиЛ-9Э 169Г

Это был самый первый ЗиЛ-4331, известный еще под переходным индексом 9Э 169Г, под которым он был до 1980 года.



Самые первые ЗИЛ 4331 на испытаниях

Фактически,  новый советский грузовик - среднетоннажник был всесторонне испытан,  некоторые его технические решения уже были внедрены в модернизированный  «сто тридцатый», в особенности это касалось тормозной системы, но  производство всё не начиналось…



В  процессе доводки, в начале 1980-х изменился дизайн крыльев, и лишь в  1984 году автомобиль приобрел свой окончательный вид. О нем писала  автомобильная пресса, машину показывали на выставках, но на конвейер она  попала лишь в конце 1986 года, и то, с устаревшим 150- сильным  бензиновым мотором от «сто тридцатого», и коробкой передач от него же.

Полномасштабное производство дизельных двигателей на тот момент налажено еще не было.



Фактически,  с момента начала разработки и до серийного производства прошло почти 15  лет, это действительно целая эпоха по меркам автомобильного мира. Тем  не менее, когда в 1987 году появился полноценный, дизельный ЗиЛ-4331, он  был вполне современной машиной, но вскоре всё очень глобально  изменилось.



Ниша  среднетоннажных грузовиков была заполнена старыми добрыми ЗИЛ-130,  которые с установкой на них ГБО на метане показывали неплохую экономику  перевозок, а рыночная экономика остро нуждалась в условных «полуторках»,  машинах с диапазоном грузоподъемности от полутора до двух с половиной  тонн.



Новый  грузовик в эту нишу не вписывался. Конечно, после прекращения выпуска  «Сто тридцатого», ЗиЛ - 4331 полностью сменил его на конвейере, как в  формате обычного грузовика, так и в виде шасси для всевозможной  спецтехники, но получить столь широкое распространение, как у  предшественника, грузовику не удалось, хотя и те и другие порой  встречаются еще на дорогах. В глубинке их еще хватает.

Ссылки на публикации, о которых я упоминал в начале. "ЗИЛ-170" и любопытная разработка  "Э169А"

ЗИЛ, ЗИЛ-4331, ЗИЛ -170

Previous post Next post
Up