Эта машина никого, кто хоть раз её увидел, не оставит равнодушным. Кто-то сочтёт её шедевром, дизайнерским изыском авангардизма, кто-то посчитает странным и непрактичным решением, кто-то и вовсе сочтёт сумасбродством, а у немногих счастливчиков в их коллекциях есть единичные экземпляры «Дайнемика», дожившие до наших дней. Это был самый прогрессивный французский автомобиль в 30-е годы.
Снаружи автомобиль выглядит скорее по американски, чем в европейской стилистике. В Европе в 30-х создавались более утилитарные, простые «народные» автомобили, едва отошедшей от Первой Мировой войны Европе было не до авангардных решений в автомобильном производстве. Тем не менее, Panhard-Levassor Dynamic автомобиль созданный во Франции, созданный французским дизайнером Луи Бионье.
Набиравшее популярность в начале 30-х годов в мире течение Арт-деко в этом автомобиле чувствуется во всем, как в общем облике машины, так и в отдельных её деталях. Массивная и в то же время изящная решетка радиатора, с точностью повторяющие её, точные копии- декоративные решетки, закрывающие фары, в этой стилистике выполнены даже стёклышки габаритных огней, расположенных на крыльях. Крылья отдельно можно выделить - их каплевидный, плавный и в то же время стремительный вид, с закрытыми колёсными арками, создает визуальное впечатление, будто машина не едет, а летит в левитации над дорогой.
Машина была довольно широкой для своего времени, ветровое стекло состояло из длинной центральной части и двух небольших стёкол по бокам от основного. На ветровом стекле были аж 3 стеклоочистителя, решение даже сейчас не часто встречающееся на автомобилях, а в то время, когда зачастую одним «дворником» обходились, это был особый шик. Внешняя стилистика повторяется и в интерьере, и неспроста - Луи Бионье проектировал как внешний так и внутренний дизайн машины, придерживаясь единой стилистической концепции.
При изготовлении машины на материалах, понятное дело, не экономили. Обилие хрома снаружи, в отделке салона использованы кожа и лучших сортов габардин, только вот передняя панель не из дерева выполнена, как может показаться с первого взгляда, это такая имитация под дерево, выполненная эмалью на металле.
Судя по цифрам на спидометре, машина могла развивать очень приличную для 30-х годов 20 века скорость. Насчёт 170 км/ч (максимальная скорость на шкале прибора) я не уверен, а вот 130 км/ч Panhard-Levassor развивал, не зря же он назывался Dynamic. Широченные полутораметровые сидения, как спереди так и сзади без проблем вмещали по трое человек, а заднее даже четверых, правда в таком случае им пришлось бы потесниться. Вы конечно же обратили внимание на расположение руля - по центру. Да, французы умеют удивлять…
Компоновка автомобиля была классической. Двигатель объемом от 2.5 до 3.8 литра, 6-цилиндровый располагался спереди, ведущий мост - задний. Двигатель имел 2 карбюратора и не имел клапанов в классическом понимании, система газораспределения была золотниковой с гидроприводом.
Передняя подвеска была независимой торсионной. Силовой агрегат и передняя подвеска выполнены на подрамнике, который крепился к общей раме через резиновые подушки, снижая тем самым вибрацию от двигателя и дававшие дополнительный комфорт пассажирам. Задняя подвеска - зависимая, так же на торсионах. В подвеске работали рычажные гидравлические амортизаторы. Машина выпускалась в кузовах трёх видов - четырёхдверный седан, купе, и кабриолет. Передняя дверь на кузовах всех видов открывалась против ходя, распространенное в те годы решение, облегчавшее посадку в салон.
Panhard-Levassor Dynamic машина очень редкая, она отсутствует в большинстве автомобильных энциклопедий. Выпускалась с 1936 по 1940 год, к сожалению, их выпуск прекратился из-за войны, произведено было 2742 автомобиля суммарно, в разных кузовах. До наших дней сохранилось совсем мало машин, в основном они обитают в частных коллекциях и в музеях.
Интересно, что в России есть как минимум один экземпляр четырехдверного седана, во всяком случае, есть фото подтверждения существования этой машины. На момент съемки состояние её было весьма плачевным, где она сейчас и в каком состоянии - мне не известно.
Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.